Ощупывание своих рук появляется примерно с 3—3 1/2 мес и считается отличительной особенностью этого периода. В этом же возрасте можно видеть, как ребенок дотрагивается до своей головы. К 4 мес ребенок перебирает пальчиками вдоль одеяла или пеленки.
Если слегка дотронуться бумажкой до кисти ребенка 3 мес так, чтобы он не видел раздражителя, и начать потихоньку отводить бумажку, можно наблюдать движение руки ребенка в сторону раздражителя.
К этому же возрасту ребенок при сосании начинает ощупывать грудь матери, подошвой одной ноги — другую ногу, притормаживая общие движения; если пальцы ноги соприкасаются с предметом, ребенок прижимает пальцы к предмету.
К 5 мес он может приблизить и вторую ногу к предмету и захватить его обеими ногами, фиксируя взор на источнике тактильного раздражения ног.
Если перед лежащим на спине ребенком на расстоянии вытянутой руки поместить какой-либо яркий предмет, ребенок 4 мес после зрительного сосредоточения протягивает обе руки к предмету и начинает ими водить по нему, продолжая одновременно рассматривать и предмет, и свои руки.
Это — реакция активного осязания. В возрасте 5—5 1/2 мес, когда ребенок овладевает функцией захвата предмета, реакция активного осязания ослабевает и исчезает к 6—7 мес.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба