Локальное нарушение чувствительности всегда является симптомом поражения нервной системы.
Общее снижение чувствительности может наблюдаться не только при грубой задержке психического развития, но и у апатичных детей, при врожденной анальгезии, гиперестезия — у гипервозбудимых детей и при повышении внутричерепного давления.
О функции зрительного анализатора можно судить по исследовательскому зрительному поведению в период активного, спокойного бодрствования, а также по характеру прослеживания за предметом и способности локализовать зрительный стимул, находящийся на разном расстоянии.
Отметить характер прослеживания особенно важно, начиная с 4 1/2— 5 мес.
Если до этого возраста большинство детей следят за предметом не отрывая взгляда, а выпустив предмет из поля зрения, больше к нему не возвращаются, то после 5 мес прослеживание приобретает качественно иной характер: следя за предметом, ребенок как бы его осматривает, «ощупывает» взглядом; если при этом его внимание переключается на другой предмет (лицо взрослого), то через секунду он может активно вернуться к прослеживанию за игрушкой.
Появление этой функции — очень важный показатель нервно-психического развития, поэтому если ее не удается вызвать сразу, что может быть нормой для флегматичных детей, следует попытаться вызвать ее стимуляцией: в период прослеживания отвлечь внимание ребенка голосом, а затем вновь погреметь погремушкой. Ребенок к концу периода должен свободно перевести взгляд с игрушки на лицо взрослого и обратно.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба