Третий период (возраст 3—6 мес) (Задержка появления качественно нового прослеживания)

Задержка появления качественно нового прослеживания — один из ранних симптомов отставания психического развития.

Для исследования зрительной локализации предмета в пространстве надо показывать ребенку игрушки на разном расстоянии от глаз.

Ребенок 3 мес направляет руку к объекту, преимущественно близко расположенному, но не потому, что он оценивает расстояние, а потому, что ведущим стимулом для этого движения являются тактильные раздражения от случайного соприкосновения руки с предметом.

Поэтому для того чтобы вызвать это движение у ребенка 3 мес, обычно недостаточно только показать игрушку, а необходимо еще коснуться игрушкой его руки. Таким образом, способность зрительно локализовать предмет в пространстве формируется на базе зрительно-тактильного сочетательного рефлекса, и поэтому как только ребенок способен уже на основе одного зрительного восприятия локализовать предмет, он будет направлять руку к предмету, расположенному на расстоянии вытянутой руки. Дифференциацию реакции на близко и далеко расположенные объекты можно наблюдать уже у ребенка 4 мес.

Увидев предмет на расстоянии вытянутой руки, ребенок после зрительной фиксации направляет к нему руки, сближает их, пытаясь захватить предмет.

Если отодвинуть предмет подальше, ребенок затормаживает общие движения и не пытается сблизить руки. В 5—6 мес ребенок локализует предметы, расположенные с разных сторон, лежа на спине, на животе и на руках у взрослого.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба

← Назад
Вперед →