Третий период (возраст 3—6 мес) (Пищевая доминанта)

Пищевая доминанта продолжает ослабевать. Так, если ребенка 3 мес удается иногда отвлечь от сосания только зрительным раздражителем, то в 4 мес он отвлекается и на слуховой. Убедиться в этом можно, заговорив с кормящей ребенка матерью: ребенок прекратит сосать и сосредоточится на лице говорящего.

Если взрослый не вступит в контакт с ребенком, он продолжит сосание, т. е., с одной стороны, ребенок накопил опыт, он может вернуться к груди, с другой, убедившись, что отвлекший его раздражитель не направлен непосредственно на него, он спокойно возвращается к прерванному занятию.

К концу периода пищевая доминанта полностью сменяется пищевым поведением. Наконец, третьей, наиболее постоянной является сенсорно-ситуационная реакция на новизну, которая проявляется двояко: эмоционально и познавательно.

В 3 мес преобладает эмоциональная реакция: ребенок, внесенный в комнату для осмотра, фиксирует взгляд на окружающих предметах и проявляет в большей или меньшей степени признаки беспокойства (учащение дыхания, общее двигательное беспокойство, крик).

Чтобы подавить реакцию на новизну, необходимо активное воздействие взрослого дополнительными раздражителями. В 4—5 мес, особенно к концу периода, ребенок после непродолжительного беспокойства даже при отсутствии усилий со стороны взрослого успокаивается, оглядывается по сторонам, начинает рассматривать окружающие предметы и людей, т. е. познавательные элементы в реакции на новизну начинают доминировать над эмоциональными. Реакцию, аналогичную реакции на новую ситуацию, можно наблюдать на новое лицо, новый для ребенка звук.

У апатичных и гиподинамичных детей эмоциональный компонент выражен слабо, поэтому при исследовании таких детей в период физиологического преобладания эмоциональных реакций создается впечатление, что ребенок не дает реакции на новизну.

Однако и тут о наличии реакции можно судить по вегетативным компонентам реакции страха (расширение зрачков, учащение дыхания и пульса).

Вместе с тем у гипервозбудимых детей эмоциональный компонент может быть выражен так сильно, что тормозит познавательный.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба