Четвертый период (возраст 6—9 мес)

Четвертый период характеризуется бурным развитием интегративных и сенсорно-ситуационных связей. Поэтому поведение ребенка и реакции его на различные сенсорные раздражители уже невозможно четко разложить на отдельные компоненты, но тем не менее, проводя исследование.

Необходимо обратить внимание на те существенные детали, которые при понимании их генеза позволяют оценить уровень психического развития и его особенности. Как и на предыдущих этапах, осмотр целесообразно начать с наблюдения за ребенком в спокойном бодрствующем состоянии, не привлекая к себе его внимания.

Ребенок может при этом находиться на руках у матери, в кровати или в манеже.

Отличительной особенностью поведения здорового ребенка четвертого периода является постоянное сосредоточение на каком-либо виде деятельности. Ребенок под контролем зрения берет игрушки, рассматривает и ощупывает их, перекладывает из руки в руку, трясет и стучит ими, тянет в рот.

На руках у взрослого он осматривает и ощупывает лицо, проявляет интерес к окружающим деталям одежды и украшениям, хватает их, тянет в рот. Все эти действия ребенка сопровождаются оживленной мимикой и разнообразными по интонации голосовыми реакциями: радости, удовольствия, удивления, неудовольствия и т. д.

Эти формы поведения есть проявление активной познавательной деятельности, формирующейся на основе зрительно-моторного манипулятивного поведения.

Уже в 6—7 мес ребенок похлопывает рукой по игрушке или по одеялу, лежа на спине ритмично похлопывает ногой; к 8—9 мес он уже стучит предметом по поверхности и предметом о предмет (игрушкой по игрушке, ложкой по столу и т. д.), прислушивается к издаваемому звуку.

В основе этих действий ребенка лежит цепной двигательный сочетательный рефлекс, который обеспечивает развитие серии движений и организацию двигательного акта.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба