Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Готовность к совместной игровой деятельности)

Готовность к совместной игровой деятельности ребенка проявляется тем, что в ответ на заигрывание с ним путем наклонения и отдаления лица взрослого со звуком «куку» лица ребенка оживляется, выражая то радость, то ожидание, то удивление, что сопровождается голосовыми реакциями.

Если поднять отброшенную ребенком игрушку и отдать ее с улыбкой и со словами, сопровождаемыми игровой интонацией: «Не бросай, не бросай игрушку», «возьми, возьми игрушку» и т. д., чаще всего ребенок бросит игрушку снова, в следующий раз он уже не просто ее бросит, но и засмеется при этом.

Эти игры в «куку» и «бросание игрушки» целесообразно продолжить до появления первых признаков наступившего утомления: активность ребенка уменьшается, пропадает радостное оживление, уменьшается число голосовых реакций, появляется беспокойство, мимика неудовольствия на лице, хныканье, зевота. Если эти признаки появляются через 1— 2 мин, это свидетельствует о повышенной истощаемости нервной системы ребенка.

Однако если прекратить игру еще до того как ребенок устал, можно наблюдать выраженную реакцию протеста: ребенок кричит, стучит ногами и руками, тянет к взрослому руки, требуя продолжения игры.

Новый компонент в реакции протеста — протягивание рук — является начальным элементом общения со взрослым с помощью жестов. В других ситуациях ребенок будет протягивать к взрослому руки, показывая, что он хочет на руки, либо тянуться руками к далекому предмету, если хочет, чтобы к нему приблизили этот предмет.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба