К 9 мес ребенок начинает демонстрировать истинное ситуационное понимание обращенной речи, отвечая действием на словесную инструкцию: поднимает голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», прижимается щекой к матери на инструкцию «поцелуй маму» и т. д.
Понимание ситуации и стремление к подражанию позволяют 9месячному ребенку обучиться игре «в ладушки», искать спрятанную у него на глазах игрушку.
Патология реакций на обращенную речь может проявляться: бедностью звуковых комплексов и их эмоциональной окраски (нарушение иннервации артикуляционной мускулатуры, нарушения слуха, задержка психического развития), отсутствием стремления к подражанию (задержка психического развития, аутизм), невыполнением ситуационных команд (снижение слуха, аутизм, задержка психического развития, педагогическая запущенность).
Исследование психики ребенка позволяет одновременно составить четкие представления о функции сенсорных анализаторов. Зрительно-манипулятивная исследовательская деятельность возможна только при условии совершенной функции зрительного анализатора и сохранности тактильной проприоцептивной чувствительности.
Для нормального лепета и общения со взрослым с помощью голосовых реакций, а также для ситуационного понимания обращенной речи необходима совместная функция слухового анализатора и сохранность проприоцептивной чувствительности артикуляционного аппарата.
При общем осмотре следует иметь в виду, что масса тела ребенка за период от 6 до 9 мес в среднем увеличивается на 1650 г (600 + 550+500), длина—на 5,5 см (2 + 2+1,5).
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба