Пятый период (возраст 9—12 мес)

В основе деятельности ребенка пятого возрастного периода лежат повторные предметные действия. Поэтому, наблюдая за поведением ребенка в состоянии биологического комфорта, можно отметить, что в отличие от предыдущего этапа цепочки действий, которые совершает ребенок, производятся исключительно путем манипулирования с предметами.

Нормальный здоровый ребенок этого возраста уже не стучит ногами, а также руками, если не держит ими предмет. Кроме того, его деятельность приобретает характер начального целенаправленного действия, предпринимая которое, ребенок как бы предвидит его результат.

Поэтому в поведении ребенка начинают преобладать такие действия, как вкладывание предмета в предмет, надевание одного предмета на другой и т. д.

При этом он хорошо захватывает предметы двумя пальцами, манипулирует 3—4 предметами, предпочтительно действует одной рукой. Выполнив какие-либо действия однократно, ребенок активно стремится к их повторению.

Все действия ребенка эмоционально окрашены. При выполнении какого-либо действия лицо его сосредоточено. Если действие удалось, это вызывает радостное оживление, смех, звуки лепета.

Неудавшиеся попытки сопровождаются мимикой неудовольствия, реакцией протеста, плачем.

Проявление эмоций становится еще более разнообразным, выразительным, а сами эмоции более лабильными, так что эмоционально-положительные двигательные реакции быстро переходят в эмоционально-отрицательные и наоборот.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба