Пятый период (возраст 9—12 мес) (При глубокой недоношенности)

При глубокой недоношенности в начале периода иногда еще эпизодически наблюдают элементы общего комплекса оживления при общении со взрослым, автоматическую подражательную улыбку, автоматическое прослеживание предмета.

Однако на этом фоне выразительные мимические и голосовые реакции и положительные эмоции, связанные с предметно-исследовательской деятельностью, могут быть вполне адекватными.

У детей с церебральным параличом отсутствуют дифференцированные мимические и интонационно-выразительные голосовые реакции, отражающие их эмоциональное состояние. Для определения адекватности и избирательности эмоциональных реакций у этих детей важное значение имеет оценка вегетативно-висцеральных рефлексов.

Так, реакция страха может выражаться расширением зрачков, побледнением, гипергидрозом, гипертермией иногда в сочетании с повышением мышечного тонуса.

Появление интереса и радости можно отметить по изменению ритма дыхания и сердечной деятельности, блеску глаз, иногда усилению насильственных движений, общему двигательному беспокойству, напоминающему комплекс оживления.

Необходимо отметить большие индивидуальные различия в выраженности и закреплении реакций гнева и протеста. Их чрезмерная выраженность и быстрота закрепления характерны для детей с повышенной нервной возбудимостью, в частности, для детей с врожденной детской нервностью.

Однако необходимо учитывать все большую роль воспитания в выраженности указанных реакций. Кроме оценки эмоциональных реакций, важное значение для неврологического диагноза и прогноза имеет исследование реакций ребенка на речевое общение.

В 9 мес дети с нормальным слухом должны адекватно реагировать на речевое общение и интонацию, понимать обращенную речь, узнавать голоса близких, воспринимать отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях типа «нет-нет», «горячо» и др., реагировать на имя, отвечать действием на некоторые словесные просьбы типа: «открой рот», «дай ручку» и др.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба