Синдром гиповозбудимости (Задержка развития сочетательных рефлексов)

Задержка развития сочетательных рефлексов приводит также к отставанию таких, функций, как предметно-манипуляторная деятельность, ползанье, лепет, понимание речи и собственная речь. При синдроме гиповозбудимости в более поздние сроки отмечают формирование положительных эмоциональных реакций.

Это проявляется как при общении со взрослым, так и в спонтанном поведении ребенка. В период новорожденности при общении со взрослым у таких детей обычно отсутствует ротовое внимание, в возрасте 2 мес не выражена или слабо выражена реакция радостного оживления при виде взрослого и ласковом голосе. Часто вместо мимики оживления у ребенка можно видеть только реакцию сосредоточения.

Улыбка появляется позже 8—9 нед, для ее возникновения требуется комплекс раздражителей, включая и проприоцептивные, их повторность; латентный период возникновения улыбки в ответ на раздражитель удлинен.

В состоянии бодрствования ребенок остается вялым, пассивным, ориентировочные реакции возникают в основном на сильные раздражители.

Реакция на новизну вялая и в большинстве случаев имеет характер пассивного изумления, когда ребенок с широко раскрытыми глазами остается неподвижным при виде нового предмета, не предпринимая активных попыток приблизиться к нему, захватить его. Чем более длительный период отсутствуют активное бодрствование и ориентировочно-исследовательское поведение, тем более выражено отставание в психомоторном развитии.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба