Синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД)

Основными проявлениями синдрома на первом году жизни являются так называемые «малые неврологические признаки», которые проявляются различно в зависимости от возраста.

У грудных детей наиболее часто отмечаются: легкие нарушения мышечного тонуса, чаще по типу дистонии, которые хотя и не мешают активным движениям, но отличаются стойкостью; нерезко выраженные непроизвольные движения в виде тремора, миоклоний, гиперкинезов, которые проявляются непостоянно, но не находятся в причинной зависимости от эмоционального состояния ребенка: задержка сенсорно-моторного развития (особенно зрительно-моторной координации); отставание в развитии тонких дифференцированных движений пальцев, формирования предметно-манипулятивной деятельности, что проявляется к концу первого года жизни в недостаточности пальцевого захвата предметов; задержка доречевого развития [Журба Л. Т., Мастюкова Е.М., 1976].

Перечисленные симптомы часто сочетаются с рефлекторной асимметрией, нарушениями черепно-мозговой иннервации, иногда с гипертензионным, гипердинамическим синдромом, синдромом вегетативно-висцеральных дисфункций. Влияние синдрома ММД на психомоторное развитие непостоянно.

На отдельных возрастных этапах развитие может быть своевременно, на других задержано. Отстают наиболее дифференцированные и поздно развивающиеся функции (зрительно-моторная координация, пальцевой захват, лепет и др.). При количественной оценке ребенка с ММД он теряет не более 8—9 баллов.

Потеря баллов распределяется между нарушением мышечного тонуса, тремором, нарушениями черепно-мозговой иннервации, симптомом Грефе, задержкой угасания безусловных рефлексов, доречевого развития, отсутствием пальцевого захвата, общим беспокойством. По мере усложнения функций задержка развития может становится более очевидной.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба