Cпецифическая задержка развития

От доброкачественной, неспецифической задержки развития мы предлагаем отличать специфическую задержку развития, связанную с повреждением мозговых структур и их функций в результате того, что влияние внешней среды не может быть компенсировано в пределах гинетически детерминированных нормареакций либо генотип определяет нарушение строения мозга и его функционирования [Журба Л. Т. и др., 1980].

Исходя из такого определения специфической и неспецифической задержки возрастного развития, можно заключить, что одни и те же внешние факторы в одних случаях вызывают лишь некоторую задержку становления возрастных функций, в других — приводят к дисфункции мозга, которая наряду с задержкой развития проявляется различными неврологическими и психоневрологическими нарушениями, чаще всего в виде того или иного более или менее очерченного клинического синдрома.

Последние, как нам кажется, наряду с качественными особенностями задержки и данными анамнеза и являются тем критерием, по которому в клинической практике можно дифференцировать специфическую и неспецифическую задержку возрастного развития.

Следует, по-видимому, сразу сделать оговорку, что, вводя термины «специфическая» и «неспецифическая», мы не намеревались отражать в них этиологические и патогенетические взаимоотношения, а придавали им значение сугубо условных символов, которые при необходимости вполне могут быть заменены другими, возможно, более удачными.

С практической точки зрения дифференциация специфической и неспецифической задержки развития, т. е. по существу патологической и непатологической задержки, чрезвычайно важна в плане определения интенсивности и методов стимуляции возрастного развития, прогноза эффективности лечения и социальной адаптации.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба