Замедление темпа двигательного развития

Замедление темпа двигательного развития проявляется тем, что ребенок сидит, но не садится самостоятельно, у него отсутствуют или слабо выражены реакции реципрокности в ползанье, недостаточно развиты реакции равновесия в положении сидя или ребенок садится и сидит, но, даже схватившись за что-либо, не делает попыток вставать.

Если доброкачественная задержка развития впервые проявляется в пятый возрастной период, то в первую очередь задерживается развитие речи и двигательных функций.

Так, ребенок в возрасте 11—12 мес не общается со взрослым при помощи первых лепетных слов, интонация просьбы и вопроса в его звукосочетаниях отсутствует, он не всегда точно соотносит слово с предметом или действием.
Отставание в двигательном развитии может проявляться в том, что ребенок стоит поддержкой, но не ходит.

Отстаивание в сенсорно-моторном развитии характеризуется слабостью повторных действий и подражательных игр, ребенок недостаточно активно манипулирует двумя предметами, произвольно не бросает предметы, недостаточно захватывает их двумя пальцами.

При неспецифической, доброкачественной задержке развития может отмечаться относительно равномерное отставание в становлении как психических, так и двигательных функций, но может быть и выраженная диспропорция развития в пределах одной функциональной системы, при которой одни навыки сформированы и закреплены, а другие, которые в норме должны развиваться параллельно, отсутствуют или несовершенны.

Например, у ребенка 6 мес возникает выраженный комплекс оживления, в котором, однако, отсутствуют интонационно-выразительные звуки гуления и лепета, либо ребенок хорошо поворачивается со спины на живот и даже сидит с поддержкой, а игрушку не захватывает, или наоборот.

Он может сидеть с поддержкой, но не поворачиваться со спины на живот.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба