Дисфункция созревания двигательных навыков

Мы нередко наблюдали дисфункцию созревания двигательных навыков, которая проявлялась в том, что тонкие локомоторные навыки развивались в нормальные возрастные сроки, а глобальные статические функции отставали.

При этом отсутствовали какие-либо неврологические синдромы, за исключением легкой общей гипотонии при достаточной силе мышц и полном объеме движений.

Например, у ребенка 8—9 мес хорошо развита манипулятивная деятельность рук, а функция сидения без поддержки отсутствует или слабо выражена. К 11 мес такой ребенок имеет хороший пальцевой захват, но не становится на ноги.

Если взять ребенка под мышки и поставить его на опору, он вытягивает ноги в горизонтальной плоскости — поза сидения в воздухе. Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ноги его широко разведены.

Функции самостоятельного стояния и ходьбы длительно предшествует период прыгания на ногах и ползания. Неспецифическая, доброкачественная задержка развития иногда протекает с преимущественным отставанием формирования двигательных или психических функций.

При преимущественной задержке моторного развития на различных возрастных этапах отстает темп нормализации мышечного тонуса, угасания безусловных рефлексов, становления выпрямляющих реакций и реакций равновесия, сенсорно-моторной координации, произвольной двигательной активности, развития функции кисти.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба