Неспецифическая задержка развития психических функций может проявляться в отставании формирования дифференцированных эмоциональных реакций, подражательных жестов, манипулятивно-игровой деятельности.
У таких детей длительно сохраняется комплекс оживления, задерживается развитие дифференцированных зрительных и слуховых реакций, эмоциональной сферы, начальное понимание обращенной речи. Иногда наблюдается отставание только в доречевом развитии.
У ребенка позже появляются интонационная выразительность крика, голосовые реакции (звуки гуления, лепета). Они отличаются звуковым однообразием, малой активностью и слабой интонационной выразительностью.
Такие дети к концу года не воспроизводят интонационно-мелодическую структуру слов, не произносят первые лепетные слова и звукосочетания, а общаются со взрослыми при помощи мимики и жеста.
Задержка в развитии собственных голосовых реакций может сочетаться со своевременным формированием начального понимания обращенной речи.
В других случаях отставание развития собственных голосовых реакций сочетается с задержкой понимания обращенной речи. Однако для доброкачественной, неспецифической задержки более характерно неравномерное развитие отдельных функций в структуре одной функциональной системы.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба