Легкая специфическая задержка развития клинически весьма сходна с доброкачественной неспецифической задержкой, особенно если ребенка осматривают однократно или даже в динамике, но на протяжении короткого периода времени.
Однако уже при однократной оценке можно отметить, что замедление развития при специфической задержке даже в пределах одной функциональной системы более тотально, чем при доброкачественной неспецифической.
Например, у 8—9месячного ребенка с доброкачественной задержкой развития может наблюдаться более избирательное отставание в доречевом развитии при своевременном формировании отдельных психических реакций.
У такого ребенка может отсутствовать активный лепет и интонационная выразительность голосовых реакций при удовлетворительной зрительно-манипулятивной, познавательной деятельности, дифференцированных эмоциональных реакциях. В отличие от этого при легкой специфической задержке развития все четыре характеристики оказываются сниженными более или менее равномерно.
Или при наличии легкой специфической задержки развития, проявляющейся в основном в отставании двигательных функций, ребенок в возрасте одного года чаще всего не стоит и не ходит самостоятельно и в то же время при специальном обследовании можно заметить, что он недостаточно захватывает предметы двумя пальцами, не манипулирует 2—3 предметами и т. д.
Иными словами, у ребенка равномерно задержано развитие как статолоко-моторных функций, так и манипулятивной деятельности.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба