Тяжелая степень задержки возрастного психомоторного развития, как правило, обусловлена внутриутробным и (или) интранатальным поражением, прогрессирующим обменным заболеванием или тяжелой нейроинфекцией.
При прогрессирующих обменных заболеваниях и постнатальных нейроинфекциях у ребенка не только не формируются основные возрастные навыки, но и полностью или почти полностью утрачиваются ранее приобртенные функции.
Так, у ребенка с болезнью Тея — Сакса к году утрачены все двигательные, речевые и психические функции, которые были сформированы в первые месяцы жизни, и не развиты последующие. Такой ребенок почти полностью обездвижен, не реагирует на окружающее.
У ребенка с тяжелой формой церебрального паралича в течение первого года жизни не формируются основные статолоко-моторные функции (сидение, повороты, ползанье, стояние, ходьба, манипулятивная деятельность), отсутствует речь.
В случаях, когда у детей в дальнейшем выявляется олигофрения, к концу первого года жизни отсутствуют понимание обращенной речи, познавательный интерес к окружающему, дифференцированные эмоциональные реакции.
Прослеживая в динамике возрастное психомоторное развитие ребенка с тяжелой задержкой развития, можно отметить, что по количественной шкале он на каждом возрастном этапе теряет в среднем более 20 баллов.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба