Третий этап развития: период новорожденности и первый год жизни ребенка

Переход от внутриутробной к внеутробной жизни сопровождается изменением ряда функций организма, в том числе эндокринной ситуации. В продолжение первой недели, особенно резко в течение первых суток после рождения из организма ребенка выводятся гормоны плацентарного происхождения, уровень которых был чрезвычайно высок в плодный период (прогестерон, эстрогены, ХГ, плацентарный лактоген, пролактин) [Ларичева И. П. и др., 1980; Kovar, Harvey, 1981].

Изменяется и обмен веществ, в результате чего из крови исчезает афетопротеин, связывавший эстрадиол у плода, дегенерирует фетальная зона коры надпочечников.

Это приводит к значительному изменению ее гормональной функции, особенно в отношении продукции андрогенов, так как в плодном периоде именно в фетальной зоне коры надпочечников образовывалось большое количество 16-оксигенированных андрогенов (главным образом дегидроэпиандростерона и его сульфата) — предшественников биосинтеза эстриола в плаценте.

Постепенное выведение из организма ХГ создает новые условия для функционирования гипофиза и гонад. В связи с этим функциональные взаимоотношения в системе гипоталамус — гипофиз — гонады у новорожденных детей и детей первых месяцев жизни имеют особенности.

Строение семенников у новорожденных и детей первых лет жизни остается таким же, как в конце плодного периода. Долго считали, что гонады новорожденных неактивны. Это мнение сложилось под влиянием результатов гистологических исследований.

Гистохимические методы обнаруживали незначительное количество клеток Лейдига, которые затем вообще исчезали и появлялись лишь к периоду полового созревания. Однако радиоиммунологическое определение тестостерона в крови у новорожденных опровергло представление об инертности семенников в этом периоде.

Прежде всего обращало на себя внимание различие уровней тестостерона у мальчиков и девочек. Так, по некоторым данным, у мальчиков его содержание в пуповинной крови было достоверно выше, чем у девочек, еще большая разница обнаружена в периферической крови.

Мы обследовали 19 практически здоровых мальчиков, родившихся в срок от матерей с нормальным течением беременности и родов [Ханкевич Н. С, Савченко О. Н., Скородок Л. М., 1978]. Уровень тестостерона в пуповинной крови мальчиков составил 2,56±0,27 нмоль/л, что превышало соответствующую величину у девочек (1,27±0,24 нмоль/л), однако разница была недостоверна. Сопоставимые данные получены и другими авторами.

Половые различия в уровне тестостерона в крови при рождении позволяют предположить, что по крайней мере часть тестостерона вырабатывается в яичках; это указывает на их функциональную активность. Однако основное количество андрогенов в конце плодного периода и у новорожденного вырабатывается в надпочечниках.

Этим объясняется сравнительно высокий уровень тестостерона в крови не только мальчиков, но и девочек, а также отсутствие достоверной разницы в этом показателе у новорожденных обоего пола, отмеченное в наших исследованиях и в работе Reyes и соавт. (1974).

Для проверки относительного вклада секреции семенников или надпочечников в содержание тестостерона в пуповинной крови детей мы исследовали уровень гормона в пуповинной крови детей, родившихся в асфиксии. Ее можно рассматривать как экстремальный фактор, так как она приводит к закономерному увеличению секреции гормонов адаптации — АКТГ, кортизола, соматотропина.

Увеличение концентрации тестостерона в крови детей с асфиксией (3,15±0,69 нмоль/л) оказалось минимальным и статистически недостоверным.

Однако мы не исключаем морфологическую и функциональную зрелость гонад в конце внутриутробного периода и у новорожденных. Это положение основано на том, что у новорожденных с агонадизмом уровень тестостерона ниже, чем у здоровых детей.

Для изучения функционального состояния семенников у новорожденных детей и мальчиков первых месяцев жизни важно рассмотреть возрастную динамику уровня тестостерона в крови. В течение первой недели жизни уровень тестостерона в крови новорожденных мальчиков снижается [Forest, 1977]. Это падение может быть следствием снижения активности коры надпочечников по миновании родового стресса. Оно может отражать и некоторое уменьшение гормональной активности гонад в результате снижения ЛГ-стимуляции и уровня ХГ в крови.

«Нарушения полового развития у мальчиков»,
П.М.Скородок, О.Н.Савченко