Появление суточной периодичности секреции гонадотропинов и половых гормонов

Появление суточной периодичности секреции гонадотропинов и половых гормонов служит одним самых ранних признаков наступления пубертата. Вначале появляются эпизодические пики секреции ЛГ в ночное время, которые наблюдаются у мальчиков еще до появления признаков полового созревания. Это было показано и нами.

Смотрите – Наши данные

В пубертатном периоде эти подъемы секреции ЛГ ночью становятся более выраженными. По мнению Odell, Swerdloff (1976), они индуцируются сном. У больных гипогонадизмом отсутствуют ночные пики активности секреции ЛГ, что было продемонстрировано по базальной секреции и после введения гонадолиберина.

Единичны сведения в литературе о пульсации секреции ФСГ в течение суток. Dunn (1974) определил максимальный уровень ФСГ в крови в 14 ч, но по выраженности он уступал подъему ЛГ в ночное время. На меньшие колебания ФСГ по сравнению с ЛГ обращает внимание и Sizonenko (1978), что подтверждается и нашими данными.

Смотрите рисунок — Циркадианные ритмы гонадотропных и половых гормонов в крови у здоровых детей препубертатного и пубертатного возраста

Не все авторы разделяют мнение о существовании четких ритмов в секреции гонадотропных гормонов, особенно у взрослых мужчин [Малеева А. И., Миланов Ст. X., 1980; Перес-Лопес, 1975; Aschoff, 1978]. Эти авторы не выявили зависимости формирования указанных ритмов от стадии полового развития, так как находили одинаково выраженный подъем ЛГ ночью в препубертатном и пубертатном возрасте.

Созревание периферического звена репродуктивной системы мальчиков характеризуется не только увеличением выработки тестостерона, но и появлением более четких, чем в препубертате, суточных колебаний активности семенников.

По данным Juud и соавт. (1977), первое повышение секреции тестостерона отмечается у мальчиков в возрасте 13,2 — 14,2 года и регистрируется во время ночного сна. Другие исследователи наблюдали подъем концентрации тестостерона в крови рано утром — в 6 — 8 ч [Faiman, Winter, 1971].

По нашим данным, у детей обоего пола существует циркадианная ритмичность секреции половых гормонов. Динамика концентрации эстрадиола близка к суточному ритму тестостерона с максимумом в 6 ч. Однако если у девочек 6-часовой пик становится максимальным на поздних стадиях пубертата, то у мальчиков максимальное содержание эстрадиола отмечено в 10 — 13 лет. Напротив, на последующих стадиях пубертата у мальчиков ритмичность секреции эстрадиола менее отчетлива в противоположность колебаниям тестостерона.

Видимо, у девочек роль эстрогенов возрастает по мере полового развития, а у мальчиков их значение наиболее велико в раннем пубертате и сводится к «запуску» полового созревания путем стимуляции гипоталамуса. Ритмичность секреции тестостерона отражает созревание функции клеток Лейдига в позднем пубертате.

Однако и у взрослых мужчин ритм секреции тестостерона не всегда выявляется отчетливо, некоторые авторы даже отрицают его существование [Aschoff, 1978] либо отмечают его лишь у отдельных обследованных [Малеева А. И., Миланов С. X., 1980].

«Нарушения полового развития у мальчиков»,
П.М.Скородок, О.Н.Савченко