Механизмы задержки полового развития при избыточной продукции слабых надпочечниковых андрогенов

Каковы же механизмы задержки полового развития при избыточной продукции слабых надпочечниковых андрогенов? До настоящего времени считали, что лишь дефицит этих гормонов может замедлять половое созревание [Демченко А. Н. и др., 1978]. Однако по нашим данным нельзя отметить существенного снижения уровня ДГЭА в крови при других формах задержки пубертата.

Смотрите таблицу — Уровень дегидроэпиандростерона в сыворотке крови (в нмоль/л) у мальчиков 11 — 13 лет с различными формами задержки полового развития до и после пробы с ХГ (М±m)

Решению вопроса о роли слабых андрогенов надпочечникового происхождения в замедлении полового созревания может способствовать тщательное изучение гипоталамо-гипофизарно-гонадных взаимоотношений у лиц с неправильным пубертатом. В наших исследованиях [Скородок Л. М., Савченко О. Н., Лисе В. Л., 1982] гонадотропной функции гипофиза выявлена неоднородность парциальной продукции ЛГ и ФСГ. Уровень ФСГ в крови был статистически достоверно снижен, а ЛГ значительно повышен по сравнению с контролем. Различия в секреции обоих гонадотропинов иллюстрируются и циркадианными ритмами ЛГ и ФСГ.


Циркадианные ритмы гонадотропных гормонов и тестостерона и влияние
на них спиронолактона у мальчиков с синдромом неправильного пубертата

Циркадианные ритмы гонадотропных гормонов и тестостерона и влияние на них спиронолактона у мальчиков с синдромом неправильного пубертата

I — у здоровых мальчиков;
II — базальные ритмы при синдроме неправильного пубертата;
III — после пробы со спиронолактоном при синдроме неправильного пубертата.


Содержание ЛГ в крови в разное время суток в целом повторяло особенности пульсации этого гормона у здоровых подростков, но характеризовалось пиками, превышающими по величине аналогичные показатели в норме. Уровень ФСГ у обследованных в течение дня был не только ниже, чем в контроле, но и отмечалась разнонаправленность изменений секреции гормона в обеих группах.

Наиболее точно гонадотропную функцию гипофиза можно оценить с помощью нагрузочных тестов, способных выявить резервы гормональной активности. Выше мы указывали на значение в этом плане пробы со спиронолактоном.

Сравнительно давно используется также проба с кломифенцитратом, основанная на его конкуренции с половыми стероидами за специфические рецепторы гипоталамуса.

Мы применяли кломифен-цитрат (клостилбегит фирмы Egyt) в дозе 50 мг/(мг/сут) в течение 7 дней, а спиронолактон (верошпирон фирмы Гедеон Рихтер) — 150 мг/(м2*сут) в течение 5 дней. Введение спиронолактона 12 мальчикам и кломифенцитрата одному не вызвало увеличения концентрации тестостерона в сыворотке крови, но значительно повысило ЛГ-активность гипофиза.

Таким образом, базальная секреция ЛГ, ее циркадианный ритм и реакция на введение спиронолактона убедительно свидетельствуют о высокой активности гипоталамо-гипофизарной системы в отношении выработки ЛГ. Обращает на себя внимание также неодинаковый уровень продукции обоих гонадотропинов.

Функциональная проба со спиронолактоном и кломифенцитратом, так же как и исследование базальной концентрации гормонов в крови в течение суток показали значительное преобладание секреции ЛГ над ФСГ: после введения спиронолактона и кломифенцитрата уровень ФСГ в отличие от ЛГ не изменился.

«Нарушения полового развития у мальчиков»,
П.М.Скородок, О.Н.Савченко