Изменение содержания тестостерона в крови под влиянием кломифен-цитрата

Изменение содержания тестостерона в крови под влиянием кломифен-цитрата отражает особенности гипоталамо-гипофизарных взаимоотношений на фоне применения препарата. У больных с пониженной продукцией обоих гонадотропинов и мальчика с дефицитом только ЛГ уровень тестостерона практически не изменился, тогда как у больных с изолированным или преимущественным дефицитом ФСГ после введения кломифен-цитрата повысилось содержание тестостерона в крови в результате увеличения ЛГ-активности гипофиза.

Андрогенная функция яичек у лиц с ИГГ значительно снижена. Это становится особенно заметным в пубертатном возрасте, когда в норме быстро повышается продукция тестостерона гонадами. У мальчиков с ИГГ возрастной динамики содержания тестостерона в сыворотке крови и экскреции гормона с мочой практически нет.

Смотрите таблицу — Уровни гонадотропных гормонов и тестостерона в сыворотке крови и экскреция с мочой тестостерона, эпитестостерона и 17-КС (М±m) у здоровых лиц и больных ИГТ

Соотношение тестостерона и его неактивного изомера эпитестостерона составляет приблизительно 1:1, т. е. близко к нормальному для мальчиков 11 — 13 лет. Следовательно, недостаточная гонадотропная функция гипофиза приводит к выраженному снижению гормонопоэза в яичках, но при этом сохраняется нормальное соотношение продукции и экскреции тестостерона и физиологическая степень его превращения в эпитестостерон.

Этим метаболизм андрогенов у больных ИГГ существенно отличается от обмена тестостерона при синдроме анорхизма. Из экспериментальных и клинических наблюдений известно, что введение экзогенного гонадо-тропина способно увеличить продукцию тестостерона при гипогонадотропном гипогонадизме. Однако оставалось неясным, отвечают ли яички адекватно на

однократное введение больших доз или для подобного эффекта необходимо более длительное воздействие тропного гормона. Другими словами, имеет ли значение для гормон-рецепторного взаимодействия длительное отсутствие стимулирующего влияния гонадотропинов на ткань-мишень?

Для ответа на этот вопрос мы исследовали гормональную реакцию на ХГ после однодневного, 3-дневного и 5-дневного 1 введения препарата в разовой дозе 2000 ЕД/м2 поверхности тела при однодневном введении и 1500 ЕД/м2 при 3 — 5-дневном курсе.

 Влияние однократного (I), 3-дневного (II) и 5-дневного (III) введения ХГ на уровень тестостерона в сыворотке крови у больных изолированным гипогонадотропным гипогонадизмом  Влияние однократного (I), 3-дневного (II) и 5-дневного (III) введения ХГ на уровень тестостерона в сыворотке крови у больных изолированным гипогонадотропным гипогонадизмом

Однократное введение ХГ не вызвало увеличения содержания тестостерона в крови, т. е. семенники оказались нечувствительными к кратковременной стимуляции гонадотропином. У здоровых мальчиков уже в самом начале полового созревания однократное введение ХГ в указанной дозе обусловливает значительное увеличение продукции тестостерона.

Трехдневная стимуляция ХГ увеличила андрогенную функцию яичек у больных с дефицитом ЛГ и ФСГ в 7 раз по сравнению с исходным уровнем. Введение препарата в течение 5 дней еще больше повысило уровень тестостерона в крови — в 10 раз по сравнению с первоначальным. Однако после значительного увеличения содержания тестостерона в крови и суточной моче, вызванного однократным введением ХГ, у здоровых мальчиков пубертатного возраста и половозрелых мужчин не происходит дальнейшего заметного нарастания продукции тестостерона при дополнительных инъекциях препарата.

Таким образом, обнаружены значительные различия в реакции здоровых подростков и больных ИГГ на введение ХГ. По-видимому, длительное отсутствие стимулирующего влияния гипофиза на семенники приводит к снижению рецепции гонадотропинов, по крайней мере ЛГ.

Тем не менее андрогенные резервы яичек в определенной степени сохранены, что обеспечивает повышение выработки тестостерона при продолжительной стимуляции ХГ.

Иначе дело обстоит у больных с изолированным или преимущественным дефицитом ФСГ. Введение ХГ в течение 3 дней практически не увеличило у них содержание тестостерона в крови. Отрицательная функциональная проба в сочетании с низким базальным уровнем андрогенной активности у этих больных указывает на то, что, несмотря на нормальный уровень ЛГ, функциональное состояние и резервы клеток Лейдига при этой форме гипогонадизма значительно снижены.

Смотрите таблицу — Уровни гонадотропных гормонов и тестостерона в сыворотке крови и экскреция с мочой тестостерона, эпитестостерона и 17-КС (М±m) у здоровых лиц и больных ИГТ

Полученные результаты еще раз доказывают необходимость определенного уровня продукции ФСГ для реализации биологического эффекта ЛГ.

Последнее положение очень наглядно иллюстрируется пробой с введением препарата с ФСГ-активностью — менопаузного гонадотропина (МПГ).

У всех больных с дефицитом ФСГ после применения этого препарата увеличилось содержание в крови ЛГ, ФСГ и тестостерона.

Одновременное введение ХГ и МПГ или пергонала, обладающего активностью обоих гонадотропинов, вызвало еще большее нарастание уровня тестостерона в крови.

«Нарушения полового развития у мальчиков»,
П.М.Скородок, О.Н.Савченко