Возможности лабораторной диагностики гипогонадизма и задержки полового развития у мальчиков

По мере расширения биохимических и радиоиммунологических исследований в эндокринологии увеличились возможности лабораторной диагностики гипогонадизма и задержки полового развития у мальчиков.

Многочисленные исследования экскреции тестостерона с мочой у больных гипогонадизмом мужчин выявили достаточно высокую корреляцию между снижением экскреции гормона с мочой и выраженностью гонадной недостаточности. Мы [Скородок Л. М. и др., 1977] также обнаружили, что у большинства больных гипогонадизмом, особенно старше 14 лет, экскреция с мочой тестостерона снижена.

Однако у части, больных, как уже указывалось, содержание тестостерона в суточной моче может быть нормальным или повышенным из-за увеличенного конъюгирования гормона с глюкуроновой кислотой и выведения его из организма.

Снижает диагностическую ценность суточной экскреции тестостерона также значительный диапазон колебаний этого показателя у здоровых мальчиков. Следует иметь в виду и трудоемкость метода.

Гораздо большее диагностическое значение имеет исследование содержания тестостерона в сыворотке крови. Уровень тестостерона точно отражает продукцию гормона семенниками и поэтому может рассматриваться как надежный показатель их функциональной активности.

Важно и то, что в пределах одной возрастной группы разброс колебаний нормальных величин концентрации тестостерона в сыворотке крови невелик. Это облегчает разделение нормальных и патологических значений показателя и способствует диагностике гипогонадизма. Исключительно в редких случаях, когда гипогонадизм обусловлен полной нечувствительностью к андрогенам, содержание тестостерона в сыворотке крови может быть нормальным или даже повышенным.

До внедрения в клиническую практику определения тестостерона в моче и крови только исследование суточной экскреции с мочой 17-КС и их фракций позволяло оценить продукцию андрогенов в организме.

Однако 2/3 общего количества 17-КС составляют андрогенные соединения, вырабатываемые корой надпочечников, в связи с чем определение базальной экскреции 17-КС не может надежно помочь в распознавании тестикулярной недостаточности. Тем не менее этот метод из-за простоты и доступности не потерял своего значения, особенно при использовании нагрузочных тестов с ХГ.

Мы обнаружили, что у большинства обследованных мальчиков с гипогонадизмом и задержкой полового созревания содержание в моче 17-КС снижено. Исключение составляют мальчики с синдромом неправильного пубертата, у которых базальная экскреция 17-КС нормальная из-за повышенной функции коры надпочечников.

Таким образом, 17-КС можно определять в целях диагностики гипогонадизма лишь у больных с бесспорно нормальной функцией коры надпочечников.

Итак, выявление лиц с отставанием или отсутствием полового развития вполне доступно на основе комплекса анамнестических, клинических и лабораторных данных. Этот этап диагностики может с успехом выполнить врач в условиях поликлиники. Только в наиболее трудных для диагностики случаях приходится исследовать содержание тестостерона в моче и крови в специальной лаборатории.


«Нарушения полового развития у мальчиков»,
П.М.Скородок, О.Н.Савченко

Популярные статьи разделаПопулярные статьи раздела