Раннее различие гипогонадизма и задержки полового развития

Можно ли достаточно рано различить гипогонадизм и задержку полового развития? До последнего времени в литературе не было таких сведений, если не считать неприемлемых рекомендаций подождать до 17 — 18 лет.

Мы не обнаружили значимых различий экскреции тестостерона и 17-КС у больных гипогонадизмом и мальчиков с задержкой полового развития, что делает эти исследования непригодными для дифференциальной диагностики. Содержание тестостерона в крови при всех формах гипогонадизма было статистически достоверно ниже, чем у мальчиков с задержкой пубертата. Можно считать, что чем ниже уровень тестостерона в крови у обследуемого лица, тем больше вероятность гипогонадизма.

Однако у мальчиков с задержкой полового развития уровень тестостерона в крови также ниже нормы, поэтому считать его достоверным дифференциально-диагностическим критерием задержки развития и гипогонадизма не вполне правильно.

Помогает ли диагностике исследование содержания в крови гонадотропных гормонов?

Резкое повышение ЛГ и ФСГ характерно для первичных форм гипогонадизма, а снижение — для гипогонадотропного гипогонадизма. У большинства мальчиков с задержкой полового развития, кроме подростков с ложной адипозогенитальной дистрофией, отмечается преимущественно повышение уровня ЛГ и нормальное или умеренно сниженное содержание ФСГ. Однако при нормогонадотропном гипогонадизме уровень ЛГ и ФСГ может быть близким к таковому у лиц с задержкой полового развития.

Кроме того, парциальная недостаточность яичек или гипофизарных гонадотропоцитов может обусловить разнонаправленные изменения в секреции обоих гонадотропинов, что сближает гонадотропную активность у больных с концентрацией ЛГ и ФСГ в крови у мальчиков с некоторыми формами задержки полового развития, например, синдромом неправильного пубертата. Все это указывает на очень относительную ценность определения уровня гонадотропных гормонов для дифференциальной диагностики гипогонадизма и задержки полового развития.

Большее значение имеет содержание пролактина в сыворотке крови. У больных со всеми формами гипогонадизма уровень пролактина либо нормальный, либо умеренно снижен по сравнению с нормой. У мальчиков с задержкой полового развития, как правило, концентрация пролактина в крови повышена. Однако возможен чрезмерно высокий уровень пролактина у больных гипогонадизмом, обусловленным пролактинпродуцирующей опухолью гипофиза.

Итак, несмотря на определенное значение базального уровня тестостерона и гипофизарных гормонов в крови, для дифференциальной диагностики гипогонадизма и задержки полового развития у многих лиц эти исследования не дают желаемых результатов.

Гетерогенность результатов функциональных проб при гипогонадизме и задержке полового развития позволила использовать их в целях дифференциальной диагностики. Наиболее эффективной и технически простой является функциональная проба с однократным введением ХГ в дозе 2000 ЕД/м2. Вполне понятно, что у больных гипергонадотропным и нормогонадотропным гипогонадизмом с первичной неполноценностью яичек введение ХГ не повысит продукцию тестостерона. Однако даже у больных гипогонадотропным гипогонадизмом мы не обнаружили увеличения содержания тестостерона в крови после однократного введения препарата в указанной дозе. Мы впервые установили, что при всех формах задержки полового развития значительно повышается уровень тестостерона в крови после однократного введения ХГ.

Таким образом, указанная проба служит надежным лабораторным методом дифференциальной диагностики гипогонадизма и задержки полового развития.

«Нарушения полового развития у мальчиков»,
П.М.Скородок, О.Н.Савченко

Популярные статьи разделаПопулярные статьи раздела