Частный случай (Больной 6 лет)

Больной 6 лет, рос и развивался, опережая средневозрастные показатели.

К 2 годам у мальчика прочно установились навыки опрятности. Родители, считая сына «вундеркиндом», решили не помещать его до школы в детский коллектив и поменьше позволять ему играть со сверстниками («чтобы те не мешали ему развивать свою индивидуальность», чтобы «не портить сына стандартным воспитанием»).

С 3—4 лет в поведении ребенка появились странности: он мог часами раскачиваться на стуле, находиться в одной позе, неожидан «о хохотать или плакать; появилась немотивированная жестокость стремление делать «назло». Одновременно с этим стал по несколько раз в день мочиться и испражняться в белье.

Несмотря на неоднократные замечания матери, ребенок даже как будто получал от этого удовольствие (особенно, если видел, как это огорчает мать). Вечерами испытывал страхи, закрывал уши ватой, испуганно озирался по сторонам. Родители не обращали на это особого внимания, дума; что все странности сына — это «болезни роста гения».

Одержимость родителей вырастить из ребенка великого человека была беспредельна и делала их совершенно слепыми, когда они наблюдали за поведением сына. Тем не менее по совету своих знакомых они обратились к детскому психиатру в связи с дневным и ночным недержанием мочи и кала их сына.

Во время консультации обращала на себя внимание разлаженность поведения больного: периодические застывания в одной позе, сменявшиеся выраженным кататоническим возбуждением. Мальчик был амбивалентен, в его поведении имелись садистские компоненты и другие признаки нарушенных влечений. Сомнений не было: ребенок страдал шизофренией.

Больному было назначено лечение; через 4—5 мес большая часть признаков расщепления психики уменьшилась, одновременно с этим уменьшилось, а потом и вовсе прекратилось недержание мочи и кала, которое было одним из симптомов шизофрении.

«Недержание мочи и кала»,
М.И. Буянов