Частный случай (Больной 14 лет)

Больной 14 лет с раннего детства страдал эпилептической бо лезнью с большими судорожными припадками, возникающими прей мущественно во второй половине дня. Припадки заметно учащались, если мальчик переутомлялся. После 10-летнего возраста припадки явно участились, постепенно стали нарастать изменения личности по эпилептическому типу.

С 11 лет отмечалось ночное недержание мочи небольшими порциями, без просыпания, 4—5 раз в неделю независимо от количества выпитой накануне жидкости.

Детский психиатр расценил появление ночного недержания мочи как один из симптомов нарастающей эпилепсии и увеличил дозу фенобарбитала. Ночное недержание мочи после этого стало возникай еще чаще, а иногда отмечалось по 2—3 раза за ночь. Это вызывало у родителей удивление, так как у их сына, страдающего эпилепсией раннего детства, недержания мочи прежде никогда не было. Чей большие дозы антиконвульсантов он получал, тем чаще появлялось ночное недержание мочи, несмотря на то, что подобное лечение продолжалось около 3 лет и за это время ночное недержание мочи должно было исчезнуть. Однако припадки становились все более редкими, а энурез оставался на прежнем уровне. К тому же ночных припадков у мальчика никогда не было, как не было и дневного не держания мочи — все это не укладывалось в гипотезу об энурезе как одном из симптомов эпилепсии.

Мальчик был консультирован нами. Во время беседы он жаловался на плохую переносимость жары, духоты, передвижения в транспорте, громких звуков и шумов. Считает себя невыносливым, разражительным. В 5-летнем возрасте во время одного из припадков oн упал, ударился головой, был госпитализирован в связи с сотрясением мозга.

В дальнейшем неоднократно ушибался головой во врем припадков. Припадки появлялись во второй половине дня; частот их и продолжительность были прямо пропорциональны степени переутомления. Подобным же образом протекала эпилептическая болезнь у его отца и дяди. Снижения интеллекта у больного не отмечалось

Мы рекомендовали резко уменьшить дозы фенобарбитала и других антиконвульсантов и принимать их не на ночь, а только дне (во второй половине дня). Помимо этого, был рекомендован обязательный послеобеденный сон, прием аскорбиновой кислоты, препаратов калия, инъекции сульфата магния. Через 15 дней больной был консультирован повторно. Все наши рекомендации он строго выполнял; ночное недержание мочи полностью исчезло. В дальнейшем мы наблюдали больного на протяжении 6 лет; недержания мочи у него не было.

В чем же здесь дело? Вероятно, наиболее рациональным будет следующее объяснение. Как показывают наблюдения, для больных эпилепсией обычно характерен слишком глубокий сон (связано ли это с эпилепсией или с приемом антиконвульсантов, или с тем и другим — пока неясно). Сон во много раз углубляется от приема фенобарбитала и его производных, вследствие чего и возникает энурез.

Помимо этого, у нашего больного (и у многих подобных больных) имелась выраженная церебрастения, обусловленная многократными сотрясениями мозга. Чем больше декомпенсировался головной мозг больного, тем чаще были припадки. Пациент постоянно переутомлялся, поэтому спал крепко и позыв на мочеиспускание не доходил до центров головного мозга, регулирующих пробуждение при позыве на моче и каловыделение.


«Недержание мочи и кала»,
М.И. Буянов