Частный случай (Больной 5 лет)

Больной 5 лет рос и развивался без особенностей, но отличался чрезмерной пугливостью, ранимостью, впечатлительностью. «Весь в отца по характеру», — утверждала бабушка больного. В детском саду сверстники несколько раз рассказывали, что в лифте можно застрять и задохнуться, особенно если дом многоэтажный.

Мальчик на эти разговоры не обращал внимания, так как лифтом почти не пользовался, а если и пользовался, то всегда в присутствии бабушки. Однажды он шел с бабушкой домой, и когда приблизились к лифту, бабушка сказала ему: «Зайди в лифт и подожди меня». Сама пошла вынимать почту из ящика.

Она замешкалась, дверь лифта захлопнулась, и мальчик остался в кабине один. Мгновенно он вспомнил все рассказы сверстников, ему стало невыносимо страшно, он весь задрожал, покрылся потом, от отчаяния перехватило дыхание и он упустил мочу в белье.

Когда бабушка через 1—2 мин вошла в лифт, на внуке «не было лица»: в глазах ужас, весь дрожит, не может выговорить ни слова, на полу лужа мочи. Бабушка привела внука в квартиру, успокоила, внук заговорил, но речь уже была с сильным заиканием, по поводу которого он и был консультирован у детского психиатра. Недержание мочи больше не повторялось.

Как же расценить состояние ребенка? Он перенес субшоковую психическую травму, вызвавшую острую невротическую реакцию страха, одним из проявлений которой было невротическое дневное недержание мочи; к сну это эпизодическое упускание мочи не имело отношения.

«Недержание мочи и кала»,
М.И. Буянов