Невротическая задержка мочеиспускания

Не следует думать, что психогенные нарушения мочеиспускания исчерпываются лишь недержанием мочи: в практике психиатра нередко встречается невротическая задержка мочеиспускания, порой сочетающаяся с недержанием мочи.

Больная 8 лет, очень привязанная к бабушке, была потрясена, увидев, как на ее глазах бабушка неожиданно умерла. Позже девочка рассказывала: «Ноги приросли к полу, не могла вымолвить ни слова, будто всю парализовало.

Вдруг мне захотелось в туалет, но от этой мысли меня бросило в жар: как ты смеешь думать об этом, когда умерла бабушка? Усилием воли я будто сжалась в комок и подавила желание сходить в туалет. Потом шла подготовка к похоронам, сами похороны, все были заняты, матери было не до меня. В туалет я ни разу не ходила в течение 5 дней. Я испугалась и обо всем рассказала маме. Она сделала мне клизму, дала слабительное, а затем отвезла в больницу; в приемном отделении меня катетеризировали, удалили мочу, все стало хорошо. Через 3 месяца, когда меня обидела учительница, я вновь перестала ходить в туалет. Через 3 дня опять сделали клизму и катетеризацию. Тут мама и привела меня к детскому психиатру».

У девочки — остаточные признаки перенесенного в раннем детстве органического повреждения центральной нервной системы: незначительная микросимптоматика со стороны черепных нервов, неравномерность сухожильных рефлексов, пошатывание в позе Ромберга. Выявлены также признаки церебрастенического синдрома: плохая переносимость жары, духоты, езды в транспорте, повышенная утомляемость и истощаемость. Из анамнеза известно, что девочка родилась от неблагополучных родов, в раннем возрасте развитие было своевременным.

С раннего детства девочка отличалась капризностью, большой эмоциональностью, упрямством, стремлением привлекать к себе внимание. В детском саду она, расталкивая детей, стараясь их перекричать, стремилась выступить на утреннике, когда в детский сад приезжала какая-либо делегация. Если родители не выполняли ее желаний, могла сутками плакать, стучать ногами, отказываться от еды.

Единственным человеком, который шел на поводу у девочки, была бабушка, выполнявшая все прихоти внучки. Смерть бабушки вызвала у девочки острую психогенную реакцию с аффективношоковым расстройством, а затем задержкой моче и каловыделения. Через 3 мес такая задержка повторилась также после психической травмы.

Если бы не было этих нарушений, никто не обращал бы внимания на остаточные явления раннего органического повреждения центральной нервной системы и акцентуированные свойства характера истерического типа.

Но когда на их фоне возникли психогенные расстройства, на эти нарушения нельзя было не обратить внимания, причем возникало опасение принять условия или случайные совпадения за причину патологии. Этиологическим фактором острой задержки моче и каловыделения были не остаточные явления раннего резидуальноорганического церебрального дефекта и не особенности характера девочки, а психогенный механизм. И лечение в подобных случаях в первую очередь должно быть направлено на последствия этиологического фактора и лишь затем — воздействовать на почву, на которую упал этот фактор.

«Недержание мочи и кала»,
М.И. Буянов