Лечение патохарактерологических реакций

При лечении патохарактерологических реакций с недержанием мочи и кала, а также патологических формирований личности решающая роль принадлежит психотерапии: в первую очередь используется рациональная и коллективная психотерапия, психотерапия среды, семейная психотерапия и т. д., направленная на изменение психологического климата в семье. Обычно это процесс длительный и не сразу приводящий к положительному результату.

У подростков с патологическим формированием личности проводят следующие виды психотерапии: семейную психотерапию, рациональную психотерапию, коллективную психотерапию (в том числе психодрама), психотерапию среды, психотерапию средой, другие виды психотерапии.

Подробное изложение всех приемов психотерапии и лечебной педагогики для коррекции личностных изменений у подобных больных далеко бы увело читателя от проблемы недержания мочи и кала. Поэтому мы ограничимся кратким перечислением подобных приемов на примере психогенного патологического формирования характера псевдошизоидного типа.

Оптимальным фактором воздействия па этих пациентов является семейная психотерапия [Захаров А. И., 1982], с помощью которой психотерапевт лечит всех членов семьи и особенно тех, кто пользуется у пациента наибольшим авторитетом.

Семейная психотерапия складывается из 3 этапов. На первом — врач устанавливает контакт с каждым членом семьи, выясняя тем самым обстановку в семье. Содержанием второго этапа является совместное обсуждение одновременно со всеми членами семьи атмосферы в семье и путей ее гармонизации. При этом имеет значение разъясняющая (рациональная) психотерапия, включающая прежде всего развенчание ценности псевдошизоидного поведения.

Помимо этого, используется анонимное обсуждение своих переживаний и эффект психотерапевтического рикошета. Третий этап (самый ответственный и длительный) заключается в том, что под, руководством психотерапевта к указанным прежде видам психотерапии подключается игровая психотерапия и психодрама.

Содержание лечебных спектаклей развивает у его участников большую общительность и уменьшает отгороженность. Сцены, разыгрываемые участниками лечебного спектакля, должны носить бытовой характер и быть пронизаны оптимизмом. В методику лечебного спектакля следует включать элементы драматизации, а также использовать психодраму. В психодраме желательно участие семей 2—3 пациентов; она проводится по известной схеме J. Moreno, приспособленной к данному контингенту.

Одному из пациентов или родителей пациентов поручается роль психотерапевта (протогонист по J. Moreno), который должен обратить внимание подростка на то, что псевдошизоидное поведение пагубно для него. Иногда роль психотерапевта можно поручить пациенту или родителю без псевдошизоидных черт (дублер, по J. Moreno). Остальные участники спектакля должны активно подсказывать протогонисту, что он должен говорить. Врачпсихотерапевт в эмоциональнострессовой форме периодически включается в спектакль, направляя его в нужное русло. Дветри психодраматические сцены с интервалом 1—2 мест обычно оказываются высокоэффективными.

«Недержание мочи и кала»,
М.И. Буянов

Вперед →