Полная предсердно-желудочковая блокада, сопровождающаяся синдромом Морганьи — Эдемса — Стокса

Эта форма нарушения проводниковой системы сердца у детей встречается редко.

Различают две формы поперечной блокады: неврогенную, зависящую от резкого раздражения ядра n. vagus или его периферических разветвлений, и миогенную форму, чаще наблюдаемую и развивающуюся в связи с органическими поражениями пучка Гиса при врожденных аномалиях развития сердца, при дифтеритическом и ревматическом миокардите.

В основе полной предсердно-желудочковой блокады лежит перерыв проводимости из предсердий к желудочкам, причем устанавливаются два самостоятельных ритма сокращений: для предсердий — нормальный, 72—80 ударов в минуту, а для желудочков — замедленный, 40—30—20 ударов в минуту, а иногда даже реже.

Соответственно этому на электрокардиограмме имеется правильное чередование предсердных зубцов Р и более редких желудочковых комплексов QRS. В отдельных случаях поперечная блокада сочетается с мерцанием предсердий. При этом на электрокардиограмме предсердных зубцов нет или они отмечаются лишь в виде предсердных колебаний в правых грудных отведениях (феномен Фредерика).

Самым характерным клиническим симптомом заболевания является очень редкий пульс, благодаря чему заболевание обычно распознается до того, как больному была сделана электрокардиограмма. При выслушивании сердца у этих больных временами отмечается «пушечный» тон (по Н. Д. Стражеско), соответствующий периоду сближения зубца Р с комплексом QRS, т. е. моменту, когда предсердия сокращаются непосредственно перед сокращением желудочков.

У некоторых больных полная предсердно-желудочковая блокада не вызывает тягостных ощущений. Иногда такие больные живут много лет. У других же больных вследствие остро развившейся полной поперечной предсердно-желудочковой блокады, особенно при переходе от неполной блокады к полной или под влиянием других причин, наблюдается симптомокомплекс Морганьи— Эдемса—Стокса. Это состояние развивается как результат недостаточности кровоснабжения центральной нервной системы, наиболее чувствительной к аноксическим состояниям. Приступ начинается внезапно.

Появляется головокружение, мелькание в глазах. Ребенок становится беспокойным, резко бледнеет, отмечается цианоз. Больной теряет сознание, взгляд становится неподвижным, возникают клонические, а затем тонические судороги, наблюдаются непроизвольное мочеиспускание и дефекация. Тоны сердца не прослушиваются, пульс не прощупывается. Может наступить смерть.

При более легких приступах пульс исчезает на 1—2—3 минуты, после чего деятельность сердца восстанавливается. Таких приступов в течение суток может быть несколько, что считается очень неблагоприятным прогностическим признаком. Выраженные приступы Морганьи—Эдемса—Стокса очень близки по клинике к эпилепсии и некоторым другим заболеваниям мозга. В отличие от последних при приступе Морганьи—Эдемса—Стокса пульс или отсутствует совсем, или очень редкий.

«Неотложная педиатрия», К.П.Сарылова