Исследование интеллекта

Эти исследования имеют целью определение имеющихся у обследуемого знаний и возможности применения этих знаний в различных областях деятельности человека. Для этих задач используется метод Стенфорда — Бине, при котором вычисляется «коэффициент интеллектуальности», представляющий собой процентное отношение умственного возраста к паспортному.

Значительное распространение за последнее время приобрел метод Векслера (1955), с помощью которого исследуются различные особенности интеллекта. Каждой такой особенности соответствует специальный раздел, содержащий определенные задания, расположенные в последовательно увеличивающейся сложности.

Например, раздел (или субтест) «общая осведомленность», состоящий из 29 вопросов, дает возможность в какой-то мере получить представление о памяти, интересах и образовании обследуемого. Приводим некоторые вопросы такого типа (по В. М. Блейхеру 1976): Какой формы мяч? Для чего служит термометр? Почему темная одежда теплее светлой? Кто автор «Гамлета»? Что такое Ватикан? Кто написал «Илиаду»? Что такое этнография? Что такое гносеология? Имеются еще субтесты: «общая понятливость», «нахождение сходства», «нахождение недостающих деталей» и др.

«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов