Невроз навязчивости (Ритуалы)

Так, африканский колдун, чтобы вызвать дождь, забирался на крышу хижины и лил оттуда воду. Австралийские аборигены в целях удачной охоты рисовали на песке изображения животных и пронзали их копьями.

В толковании сновидений кровь означала встречу с кровными родственниками, жемчуг — к слезам, кнут — к повиновению и т. п. Вероятно, некоторые ритуалы развиваются по сходному принципу, чему может способствовать и некоторое снижение критики у больных, хотя последние обычно и не отдают себе полного отчета в наличии подобных связей.

У других больных, где ритуалы носят совершенно бессмысленный характер, допустимо предположить, что появившаяся необычная мысль, движение, поступок, случайно совпавшие с улучшением общего состояния, наконец, просто отвлекшие внимание от неприятных представлений, ощущений, связались между собой по механизму условного рефлекса.

Рассматривая невроз навязчивости, И. П. Павлов привлекает при этом данные, касающиеся трудности переделки (у некоторых слабых типов собак) раздражителей противоположного значения; при этом первично выработанная реакция упорно держалась, несмотря на многократные предъявления раздражителя нового значения. Таким образом, эта стереотипная инертная реакция не соответствовала изменившимся реальным условиям.

По этому поводу И. П. Павлов (1951) писал:
«В навязчивом неврозе и паранойе мы имеем чрезмерно, незаконно устойчивые представления, чувства и затем действия, не отвечающие правильным общеприродным и специально-социальным отношениям человека и потому приводящие его в трудные, тяжелые, вредоносные столкновения как с природой, так и с другими людьми, а прежде всего, конечно, с самим собой. Но все это относится только к больным представлениям и ощущениям, а вне их сферы пациенты и мыслят, и действуют как вполне здоровые люди…».

В наших экспериментальных исследованиях [Первое Л. Г., 1960], пользуясь разработанной нами методикой речевого стереотипа, мы получили особенную трудность переделки раздражителя у больных, страдающих неврозом навязчивости, и в меньшей степени — у больных истерией.

«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов