Развитие невротических явлений после выхода из состояния шоковой психогенной реакции (Частный случай — Больная Б.)

Больная Б., 26 лет, аспирант, поступила с жалобами на периодически охватывающее ее беспричинное чувство страха.

В связи с этим испытывает состояние тревожного ожидания, беспокойства, сознание своей беспомощности перед приступом. Б.— дочь хорошо обеспеченных родителей. Вместе с отцом, направленным в командировку, несколько лет прожила за границей, окончила там местную школу. По возвращении в СССР поступила в аспирантуру, имеет высокие академические показатели.

Заболевание развилось довольно остро после тяжелых переживаний — больная не справилась с порученным ей общественным поручением по обеспечению необходимыми материалами группы студентов, направленных на летнюю практику. В это же время разочаровалась в своем женихе, получив неопровержимые доказательства его непорядочности, причем инициатором их разрыва был он. Еще одна психотравма этого же периода — смерть бабушки, которую больная очень любила.

Приступы страха возникали обычно, когда больная находилась одна в комнате. В связи с этим больная стала испытывать страх и перед нахождением в помещениях, особенно замкнутых (клаустрофобия).

Основной страх постепенно становился все более выраженным и обрастал различными наслоениями — предположением о возможности развития психоза, опасения по поводу возникновения какого-либо неадекватного поведения и т. п.

Разбор данного заболевания показывает, что больная всегда находилась в благоприятных жизненных условиях. Была способной, общительной. Хорошо училась. Имела много друзей. Тяжелых болезней не переносила.

Трагических событий, кроме вышеуказанных не отмечалось. Это состояние благополучия, сопутствующее Б. на протяжении всей ее жизни, создавало у нее уверенность в некоторой своей исключительности, в том, что она отличается от многих окружающих ее людей благодаря, видимо, своим более высоким интеллектуальным способностям. «Мне всегда все удавалось. Я всегда добивалась, чего хотела». И вот неожиданный удар по ее уверенности в себе — оказалось неспособной справиться с относительно несложным организационным мероприятием.

Второе потрясение — жених оказался не только непорядочным человеком (значит, она опять виновата, что не смогла до этого разобраться в нем, понять его психологию), но он же первый и отказался от нее — удар по ее женскому самолюбию, по уверенности в своей неотразимости. Наконец, последнее — смерть любимой бабушки, которая всегда ее поддерживала и помогала своими советами.

Таковы факторы, обусловившие у больной состояние беспомощности, растерянности, ощущение отсутствия поддержки, разочарование в самой себе: состояние, для нее совершенно незнакомое, наступившее внезапно среди полного благополучия, застигшее врасплох ее, не встречавшуюся никогда с подобными обстоятельствами, не умеющую находить выхода из таких жизненных ситуаций.

Страх здесь явился реакцией на психотравму опять-таки у данной личности, с ее особенностями, предопределившими его развитие. Эта больная выздоровела буквально через несколько дней, в процессе рациональной психотерапии, заключавшейся в разъяснении сущности ее страха и причин, вызвавших его появление.

«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов