Боязнь одиночества

Боязнь одиночества — это проявление бессознательного опасения перед возможностью онанизма. Боязнь сумасшествия объясняется проявлением замаскированного опасения перед кастрацией.

Запор или олигурия выражают тенденцию задерживания, связанную со стремлением к беременности, наоборот, рвота или диарея — символическое выражение нежелательности беременности и т. п. [Фенихель О., 1945]. И. Т. Курцин (1965) пишет, что по Фрейду, в бессознательном, помимо подавленных сексуальных влечений, аффектов и идей, имеется и разрушительная, агрессивная тенденция, отражающая инстинкт смерти, что также может обусловливать соответствующие невротические проявления.

В связи с субъективизмом учения З. Фрейда, отсутствием представлений, проверенных опытным путем, наличием совершенно произвольных выводов, пансексуализма и ряда других ошибочных положений это учение почти с начала своего развития стало подвергаться ожесточенной критике, но все еще остается достаточно широко распространенным в ряде западных стран.

Наряду с этим получили развитие как некоторые разновидности самого психоанализа, так и направления, отличающиеся чрезмерным психологизмом или сугубо клиническим подходом к психосоматическим расстройствам.

При всем критическом отношении к учению З. Фрейда о господствующей роли бессознательного в поведении человека, по нашему мнению, следует отметить ряд положительных данных в этих концепциях.

Фрейд, пусть со своих ошибочных позиций, но попытался вскрыть закономерности этиологии, патогенеза и терапии неврозов. Он описал ряд важных клинических явлений, хотя и дал им произвольное объяснение, например, о роли детских психотравм в развитии некоторых невротических состояний и др.

Несомненно, что учение З. Фрейда оказало большое влияние на повышение интересов врачей, физиологов и психологов к проблеме неврозов, в связи с чем эта область стала подвергаться активному исследованию, что определило впоследствии и получение важных диагностических и терапевтических показателей.

«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов

← Назад
Вперед →