Игровая психотерапия

В 20-х годах нашего столетия Дж. Л. Морено разработал для лечения больных неврозами метод, названный им психодрамой.
Морено считал, что если больного беспокоит какое-либо тяжелое воспоминание или имеет место наличная конфликтная жизненная ситуация, то необходимо осуществить «отреагирование», пережить данное событие в особо созданной театрализованной обстановке, имитирующей реальные жизненные условия.

По сценарию или импровизированно больной играет здесь самого себя или исполняет другие роли в различных вариантах. Метод психодрамы послужил стимулом для создания целого ряда самых разнообразных приемов игровой психотерапии, а именно: Р. А. Гарднер — театрализация рассказывания у детей-невротиков; Г. Леман — импровизация сказочных тем с исполнением соответствующих ролей; И. Е. Вольперт — имаготерапия (создание больным образа какого-либо известного литературного героя, его отождествление с ним); Л. Г. Первов — тренировка на адекватное поведение в театрализованной обстановке, имитирующей реальные жизненные условия (или мысленно, наедине), выработка спокойного разумного поведения в определенных конфликтных, стрессовых положениях, отражающих действительную ситуацию данного больного.

Эта методика основывается на биологическом и социальном основаниях. Так, детеныши многих, особенно высших, животных переживают определенный игровой период. Характерным в этих играх является как бы имитация, приближение к тому поведению, которое ожидает их во взрослом состоянии.

Отсюда элементы нападения, борьбы, бегства, затаивания и т. п. Так, в процессе игры развиваются сила, ловкость, находчивость и другие необходимые качества. Нечто подобное имеет место и у детей человека. Но наряду с использованием чисто физических факторов, здесь все больше развивается компонент социального.

Еще совсем маленькие дети уже со значительной достоверностью имитируют поведение взрослых людей.


«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов