Игровая психотерапия (Детские игры)

Детские игры отражают различные особенности жизни взрослых, как ее положительные, так и отрицательные стороны.

Играющий ребенок воображает себя находящимся в определенных условиях — пилотом летящего самолета, космонавтом, отцом или матерью семейства и т. п.

Таким образом, постепенно формируются некоторые психологические особенности, в частности устойчивого или нестабильного, неустойчивого поведения. В целом детский игровой период естественно переходит во все более усложняющуюся жизнь взрослого человека. Однако и во взрослом состоянии широко используются принципы игр, называемых тренировками.

Будущий водитель транспорта тренируется на тренажере. На определенные сигналы он реагирует определенными действиями, в какой-то степени представляя себя находящимся в условиях реальной трассы.

Точно так же студент-медик тренируется на фантоме, отрабатывая различные акушерские приемы родовспоможения, тоже в какой-то степени представляя себя в реальных условиях. По тому же принципу репетируют артисты перед премьерой, проводятся военные маневры и т. п.

Следовательно, можно тренировать себя или на какой-нибудь определенный эпизод, или на общее достаточно хладнокровное поведение при различных стрессовых обстоятельствах. Методика отличается значительной гибкостью и может применяться с участием артистов (при возможности) или родных, знакомых и даже наедине с самим собой.

Разыгрывается эпизод каких-либо предполагаемых эмоционально значимых для больного событий. При этом больной должен изображать только самого себя и на всем протяжении сцены сохранять необходимое внутреннее и внешнее спокойствие.

«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов