Нормализация сна

Глубокий сон характеризуется отсутствием сложных форм психической деятельности, и прежде всего сознания. По И. П. Павлову, сон — это торможение, состояние активного покоя, в процессе которого происходит восстановление веществ, потраченных в период бодрствования. ЭЭГ глубокого сна отличается медленными крупными волнами с частотой от 0,5 до 7 в 1 с и напряжением до 300 мкВ (β- и θ-волны).

В отличие от этого во время бодрствования преобладают низкоамплитудные частоты колебания. В 1953 г. Е. Азеринский и Н. Клейтман выявили фазу сна с быстрыми колебаниями ЭЭГ, сходными с бодрствованием, и обычно наличием сновидений.

Эта фаза, названная парадоксальным или быстрым сном, появляется на протяжении ночи в среднем 4—6 раз и продолжается от нескольких минут до получаса. Итак, сон — это отдых, а сновидения, по определению И. М. Сеченова,— «небывалые комбинации бывалых впечатлений».

У больных неврозами обычно нарушается сон, а сновидения, отражающие содержание психической деятельности, принимают характер волнующих и нередко кошмарных. Для нормализации сна мы, наряду с другими общепринятыми мероприятиями, вырабатываем у больного рефлекс на засыпание, используя слабый монотонный раздражитель.

Так, сосредоточенность внимания на темноте, возникающей при закрытых глазах, мысленное представление какого-либо относительно простого объекта, без изменения его вида и положения,— цветок, спичечный коробок, спокойное или волнующееся море и т. п.; прислушивание к тиканью будильника (не очень громкое, не очень тихое); счет: один, два, один, два (возрастание чисел вызывает растормаживание); открывание и закрывание глаз при концентрации взора на каком-либо объекте, находящемся напротив; сосредоточенность на ощущении какого-либо участка тела.

«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов