Внушать бодрости, уверенность в себе

Астенизированным, ослабленным больным необходимо внушать бодрость, уверенность в себе; объяснять, что у них привычные слабость, вялость, чувство недомогания. Это состояние нужно постепенно изменять, выполняя понемногу задания возрастающей трудности в физическом и интеллектуальном плане.

Необходимо побуждать больного, чтобы он принимал пищу в достаточном количестве, занимался вначале легкими физическими упражнениями, имел некоторые обязанности по отделению, скажем, в отношении помощи в уборке, обязательно выходил на прогулку.

Как показывает наша клиническая практика, у больных, боящихся пользоваться транспортом, находиться в замкнутых помещениях или, наоборот, на больших открытых пространствах, в основе лежит не страх перед данным местом как таковым, а страх перед возможностью возникновения выраженного болезненного приступа в условиях, где отсутствуют возможности оказания немедленной медицинской помощи.

Если возникшее случайно плохое самочувствие совпало с нахождением больного в каком-либо определенном месте и появилось чувство беспомощности, то по механизму условной связи у некоторых мнительных людей такой приступ может повториться в аналогичных условиях. Больные обычно это не осознают и считают, что само определенное местонахождение действует на них каким-то непонятным роковым образом.

Разъяснение им сущности их болезненного состояния имеет большое положительное значение. Следующий этап — это тренировка.

Больной в сопровождении медсестры, а затем самостоятельно приучается к спокойному пользованию транспортом, переходу через открытые пространства и т. п. Как уже указывалось, больные, страдающие психастенией, как бы несколько отгорожены от окружающего мира; реальная жизнь воспринимается ими несколько отвлеченно, что порождает у них нередкие сомнения в правильности своих действий, чувство неуверенности, стремление к постоянным самопроверкам.

От медсестры в очень большой степени зависит занять этих больных вначале какой-либо относительно несложной практической дея-тельностью, а затем постепенно ее усложнять, а также привлекать этих больных к обсуждению каких-либо насущных практических дел, развивая у них тем самым навыки практического действования.

Еще раз допустимо напомнить, что все эти мероприятия производятся по согласованию с врачом, но дают большой простор для проявления творческого подхода самой медсестре.


«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов