Включение гена с-myc в состав генома FeLV

Интересно, что включение гена с-myc в состав генома FeLV (сам вирус онкогена не содержит) приводит к его активации в процессе трансдукции, что в конечном итоге вызывает развитие лимфом у кошек [Mullins J. I. et al., 1984; Neil J. C. et al., 1984].

Иными словами, этот механизм активации отличается от механизма активации гена с-myc у птиц: в последнем случае она осуществляется за счет встраивания сильного просмотра LTR ретровируса рядом с геном с-myc. При этом возникающие инсерционные мутации аллелей с-myc способствуют прогрессии лимфом бурсы [Westaway D. et al., 1984].

Таким образом, одним из вариантов вирусного онкогенеза может быть механизм активации экспрессии клеточных потенциальных онкогенов, который может осуществляться двумя путями: ретровирусы включают в cвой геном этот ген и в последующем он может попадать под контроль клеточного промотора либо ретровирусы подключают свой LTR к клеточному онкогену.

Надо полагать, что проретровирусы могут модифицировать активность не только онкогенов, но, вероятно, и других клеточных генов. Поэтому они могут рассматриваться как модуляторы широкого спектра действия.

Следовательно, по способности трансформировать клетки ретровирусы можно классифицировать как остротрансформирующие, имеющие в составе генома активные онкогены v-onc, и «хронические» ретровирусы. Геном этих вирусов не содержит онкогенов, но провирусы, встраиваясь около протоонкогенов, усиливают их работу.

Итак, основные события, происходящие в процессе вирусного канцерогенеза, следующие:

  1. экспрессия вносимых вирусных онкогенов;
  2. изменение экспрессии клеточных генов, в том числе протоонкогенов, путем подключения вирусных регуляторных последовательностей или активации провирусами клеточных промоторов, или вследствие значительных хромосомных перестроек, главным образом транслокации (смотрите раздел Клеточные онкогены опухолей животных и человека и канцерогенез);
  3. индукции еще не идентифицированных генетических изменений, приводящих к опухолевой трансформации клеток.

В совокупности все эти многообразные и случайные по своей природе изменения приводят к структурно-функциональным нарушениям.

Однако, опухоль, вероятно, возникает только тогда, когда происходит перепрограммирование клеточного генома, т. е. репрессируется тканеспецифическая программа (утрачивается контроль «созревания» и т. д.) и путем селекции таких клеток формируется стабильный опухолевый фенотип, в котором реализуется большая часть эмбриоспецифической программы.

При этом всегда происходят различные рекомбинации геномов опухолеродных вирусов как с геномами других вирусов, так и с геномом клетки. Эта особенно ярко выраженная способность ретровирусов приводит к возникновению новых онкогенных межвирусных рекомбинантов, например, вирусов типа группы MCF у мышей.


«Онкогены и канцерогенез», А.И.Агеенко

Популярные статьи разделаПопулярные статьи раздела