РФТ

РФТ — сильный стимулятор роста клеток. Он вырабатывается тромбоцитами (точнее, их родительскими клетками — мегакариоцитами) в ограниченном количестве и сохраняется в них. Каждая кровяная пластинка человека содержит в изолированных специализированных на α-гранулах примерно 1000 молекул РФТ, которые высвобождаются из этих гранул в процессе свертывания крови. Считают, что SSV приобрел онкоген v-sis из группы генов (или гена), кодирующих РФТ.

Белковые проекты этих генов гомологичны. Установлено их иммунологическое родство [Niman И., 1984]. Белок онкогена v-sis конкурирует за связывание с рецептором РФТ [Wang J. Y, Williams L. T, 1984]. Кроме того, оказалось, что высокомолекулярный гликопротеид (ММ 200 000) протеоглюкан, специфичный для трансформации SSV, является опухолеассоциированным белком (SSV-TpSgp).

Он иммунологически родствен РФТ человека, а их белковые цепи имеют сходные молекулярные массы [Thiel Н, Hafenrichter К., 1984]. Вероятно, аналогичный митоген, секретируемый клетками, трансформированными SSV, описан A. J. Owen и соавт. (1984).

В клетках человека c-sis локализован в хромосоме 22, он содержит 12 000 нуклеотидных оснований (пять участков из которых гомологичны гену v-sis, а концевые фрагменты c-sis и v-sis отличаются) и 4 интрона. Количество рецепторов к РФТ в чувствительных клетках (фибробластах человека, клетках ЗТЗ, клетках гладких мышц артерий, других клетках соединительной ткани обезьян, мышей, крыс и кур) колеблется от 40 000 до 400 000 на клетку.

Эпителиальные и эндотелиальные клетки, а также лимфоциты периферической крови не связывают йодированный РФТ. Отмечена четкая корреляция спектра связывания РФТ с митогенным спектром его действия. Предполагают, что рецептором для РФТ является мембранный белок с относительной молекулярной массой 164 000 — 185 000. Этот полипептид содержит N-ацетилглюкозамин и галактозу, поскольку растительные лектины препятствуют связыванию РФТ.

Сразу же после образования комплекса РФТ — рецептор происходит активация связанной с клеточной мембраной тирозинспецифической протеинкиназы. Причем, вероятно, сам рецептор РФТ является субстратом для этой киназы и способен к аутофосфорилированию, как и в случае с рецептором ЭФР.

Известно, что РФТ стимулирует фосфорилирование по тирозину [Niman Н, 1984]. Не исключено, что онкоген sis также может увеличивать фосфорилирование в трансформированных клетках, напоминая в этом плане онкогены типа src, однако его продукт при этом аутофосфорилированию не подвергается.

Показано, что РФТ стимулирует экспрессию протоонкогена c-myc [Heldin С. H, Westermark В, 1984]. Возможно, этим объясняется активация этого гена в различных злокачественных новообразованиях человека (смотрите раздел Клеточные онкогены опухолей животных и человека и канцерогенез).

В клетках некоторых сарком и глиом человека обнаружен митоген, гомологичный РФТ, который конкурировал с йодированным РФТ человека за рецепторы и реагировал с антителами против аутологичного РФТ [Betsholtz С. et al., 1983].

В отличие от ФРС РФТ не стимулирует рост клеток в мягкоагаровой или метилцеллюлозной суспензии. Не все саркомы экспрессируют РФТ, кодируемые генами c-sis и v-sis. Кроме того, онкогены, не идентичные генам c-sis и v-sis, индуцируют саркомы. Однако роль РФТ следует учитывать при любых пролиферативных нарушениях.


«Онкогены и канцерогенез», А.И.Агеенко