Экзогенность HTLV

В клетках больных людей, а также в трансформированных клетках обнаружено от 1 до 3 копий провирусной ДНК HTLV, по-видимому, ассоциированных с одной и той же хромосомой [Reitz М. S. et al., 1981: Franchini G. et al., 1983].

Однако, согласно данным M. Seiki и соавт. (1984), интеграция провируса HTLV в определенный сайт в ДНК не происходит, т. е. лейкомогенез под действием этого вируса не обусловлен его действием как инсерционного мутагена.

Последовательности HTLV не выявлены в нормальных клетках человека, а также млекопитающих, животных и птиц. Следовательно, HTLV является экзогенным для клеток человека, а вопрос о его происхождении остается пока открытым. Экзогенность HTLV для клеток человека подтверждена и результатами иммунологических исследований [Kalyanaraman V. et al., 1981].

Однако, используя рестрикционный анализ, М. F. Clarke и соавт. (1983) установили, что ген env HTLV (кодирует белок оболочки вируса) гибридизируется с фрагментом гена HLA, кодирующего внеклеточную часть трансмембранных белков клеток человека.

R. G. Gallo и F. Wong-Staal (1982) предложили следующую модель неопластической трансформации Т-лимфоцитов под действием HTLV.

Белки оболочки HTLV взаимодействуют с популяцией Т-лимфоцитов, которые в норме могут продуцировать рецепторы для TCGF.

Такая антигенная стимуляция приводит к постоянному синтезу рецепторов для TCGF.
Одновременно повирус HTLV (полный или дефектный) способен интегрировать рядом с геном TCGF и вирусный промотор может активировать избыточную продукцию TCGF, который обусловливает усиленную пролиферацию Т-клеток, несущих рецептор для TCGF.

В этой ситуации, вероятно, и сам TCGF способен индицировать повышенную экспрессию рецепторов для TCGF и тем самым постоянно поддерживать высокий уровень пролиферации. Эти предположения в какой-то мере подтверждаются наличием активно транскрибируемого гена TCGF как в активированных Т-клетках, синтезирующих TCGF, так и в Т-клетках, продуцирующих HTLV [Manzari V. et al., 1983].

У больных саркомой Капоши в геноме Т-клеток присутствуют HTLV-специфические последовательности, а в крови больных обнаруживаются антитела к HTLV TGelman Е. et al., 1983]. Циркулирующие антитела к HTLV определяются также в крови 25 — 30 % больных лимфоаденопатией и некоторыми необычными формами пневмоний [Mullins G. et al., 1983].

Итак, HTLV-I, вероятно, является этиологическим α-гентом Т-клеточного лейкоза человека [Yoshida М., 1983; Yamamoto N., Ninuma Y. 1985]. Спектр заболеваний, вызываемый HTLV-II, остается пока неизвестным в силу редких случаев выделения этого вируса и отсутствия специфических реагентов для сероэпидемиологических исследований.


«Онкогены и канцерогенез», А.И.Агеенко