Измерение роста

Рост исследуемого измеряется в положениях стоя и сидя с помощью ростомера, планка которого движется по вертикальной шкале. При измерении исследуемый должен стоять ровно в непринужденной позе, не поднимая плеч, с сомкнутыми стопами. Можно вместо ростомера пользоваться обычным чертежным угольником, приставляемым к стене. Последний способ может быть применен в домашних условиях.

В положении стоя измеряется общий рост, сидя — длина туловища. Иногда приходится измерять рост больного в лежачем положении. В положении лежа физиологические искривления позвоночника сглаживаются и рост по сравнению со стоячим положением увеличивается на 14—55 мм.

При измерениях следует помнить, что пропорции тела у ребенка иные, чем у взрослого. Нормально развивающийся ребенок достигает к 5 годам жизни 60% окончательного роста, к 10 годам — 75%, к 15 годам — 90% и к 20 годам — 99% (Matzen). Рост 140—105 см считается у взрослого карликовым, до 205 см — высоким и очень высоким, свыше 205 см — гигантским. О возрастном соответствии роста ребенка судят путем сравнения его с другими детьми.

I. Фаза раннего детства (до 4—5 лет), в которой значительно изменяются пропорции тела и начинается усиленный рост.

II. Фаза, предшествующая созреванию (от 6 до 10 лет), характеризуется медленным развитием и ростом, длина ног продолжает увеличиваться.

III. Фаза созревания (старше 10 лет) протекает с бурным, иногда дисгармоничным, развитием и ростом до тех пор, пока с окончанием созревания она не закончится гармоническим развитием тела. Разница в длине ног может полностью выровняться в течение 6—12 месяцев (Lange, 1965).

Наблюдения за ребенком с нарушением осанки, за течением и результатами лечения требуют систематического, с интервалами в несколько месяцев, измерения роста больного.

«Ортопедическая диагностика», B.O.Маркс