Диагностический процесс

Диагностический процесс не имеет ни временных, ни пространственных границ, отделяющих чувственное и логическое познание. Неслучайно С. П. Боткин считал, что уже в самом начале диагностического процесса необходимо не только собирание фактов, но и их критический анализ, отделение основного от второстепенного и случайного. Нет сомнений в том, что собирание анамнеза, клиническое, лабораторное и инструментальное обследование скорее относятся к чувственной ступени познания.

Но, собирая анамнез, изучая симптомы болезни, врач в той или иной мере уже занимается анализом, группированием, классификацией чувственного материала. В свою очередь, в процессе установления диагноза врач постоянно пользуется дополнительными сведениями о состоянии больного.

Как на стадии непосредственного (чувственного) познания больного, так и при логическом размышлении о возможном диагнозе врач непременно проверяет, корригирует свои представления результатами лабораторных и инструментальных исследований, а также систематического наблюдения за развитием болезни.

Своеобразие, сложность и специфичность диагностического процесса определяются, в частности, тем, что объектом познания является человек, в жизнедеятельности которого интегрируются, субординируются и проявляются все известные законы движения материи. В диагностической деятельности врачу постоянно приходится иметь дело с объективными и субъективными данными и показаниями.

От понимания имеющихся соотношений объективного и субъективного, их роли и удельного веса в развитии и течении патологических процессов зависят точность и адекватность диагноза.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова

Популярные статьи разделаПопулярные статьи раздела