Болезнь Брилла (Больной Б., 49 лет)

Больной Б., 49 лет, инженер-конструктор, заболел остро 16.06: повысилась температура до 39 °С, появилась сильная головная боль в височно-теменной области, ночь не спал. В течение недели температура тела была высокая (38,5—39 °С), бессонница, продолжалась головная боль, отсутствовал аппетит, стул был задержан.

Лечился дома по поводу гриппа антигриппином без эффекта. После этого был назначен сульфадиметоксин. На 8-й день болезни был госпитализирован с диагнозом «токсический грипп». При осмотре в приемном отделении состояние средней тяжести, температура 38,4 °С. Обращали на себя внимание эйфория больного, гиперемия лица, шеи, инъекция сосудов склер. На коже боковых поверхностей грудной клетки, внутренних поверхностей плеч (со сгущением в подмышечных впадинах) довольно обильная розеолезно-петехиальная сыпь (петехии первичные и вторичные).

Пульс  120 в 1 мин, ритмичный. АД 12/8 кПа (90/60 мм рт. ст.). Тоны сердца приглушены значительно. Язык суховат, неравномерно обложен, при высовывании дрожит. Живот мягкий, безболезненный. Прощупывался край печени и селезенки.

Из эпидемиологического анамнеза выяснилось, что в детстве больной находился в условиях оккупации и там перенес сыпной тиф. На основании этих данных в приемном отделении был поставлен диагноз «болезнь Брилла».

Дальнейшее наблюдение и обследование в отделении подтвердили диагноз. Температура нормализовалась на 10-й день болезни, к этому времени угасла сыпь, исчезли явления интоксикации. Печень и селезенка перестали определяться на 12-й день болезни. При лабораторном обследовании на 8-й день болезни РСК с риккетсиями Провацека была положительна в разведении 1 : 800, РНГА — 1 : 25600.

На 14-й день болезни РСК 1 : 3200 РНГА 1 : 52400. В приведенном наблюдении болезнь Брилла протекала типично. Диагноз трудностей не представлял, а врач поликлиники ошибся в результате того, что не обратил внимания на локализацию головной боли, не определил появление сыпи, увеличение печени и селезенки, не учел указание на перенесенный в прошлом сыпной тиф. Диагнозу «грипп» противоречила и длительность лихорадки. Кроме диагностической, врачом допущена и тактическая ошибка — больной был госпитализирован поздно.

Причина лихорадки была неясна, и потому госпитализация была необходима в соответствии с положением на 4-й день. Подобные случаи в практике наблюдались неоднократно, что свидетельствует о недостаточном внимании врачей в отношении болезни Брилла. Приведем аналогичный пример.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова