Диагностика брюшного тифа и паратифа (Лихорадка — у больного П.)

У больного П. нарастание лихорадки продолжалось до 7-го дня болезни, причем она увеличивалась ежедневно в течение еще 4 дней, с момента обнаружения повышенной температуры, что абсолютно несвойственно лихорадке при неосложненном гриппе. Когда температура тела не приходит к норме к 4-му дню болезни (в крайних и редких случаях к 5—6-му дню) и тем более когда она продолжает повышаться изо дня в день, необходимо отвергнуть диагноз «грипп» или предположить осложнение в течении инфекции.

Находясь под гипнозом своего первого диагноза и, по-видимому, не имея в своем диагностическом арсенале никаких альтернатив, врач, лечивший больного П., не решился снять диагноз «грипп» и предпочел искать его осложнения.

Опорой для этого ему послужил появившийся у больного небольшой сухой кашель — симптом, наличия которого явно недостаточно для установления диагноза пневмонии даже на фоне лихорадки. Ведь у больного не было никаких других признаков поражения дыхательных путей: ни бронхиального дыхания, ни притуплений при перкуссии грудной клетки, ни влажных хрипов в легких, которые бы свидетельствовали о развитии пневмонии.

Речь могла идти лишь о бронхите или трахеите, но они не могли, конечно, объяснить всей тяжести состояния больного в описываемые сроки болезни.

Между тем трахеобронхит — частый признак брюшного тифа, появление его в конце 1-й — начале 2-й недели заболевания не только не противоречит диагнозу, но в определенной степени дополняет общую картину болезни и, следовательно, способствует правильному представлению о ней. Специального внимания заслуживает и такой симптом брюшного тифа, как нарушение сна.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова