Диагностика брюшного тифа и паратифа (Больная С, 54 лет — лапаротомия)

На 58-й день болезни произведена лапаротомия, во время операции выявлена перфорация 3 язв тонкой кишки, в брюшной полости обнаружена желтовато-кровянистая жидкость, из которой в дальнейшем получена культура S. typhi. Язвы ушиты.

Через 1 ч после операции больная скончалась. На вскрытии диагноз «брюшной тиф» подтвержден, найдены глубокие (до серозной оболочки) многочисленные язвы тонкой и толстой кишки.

В описанной истории болезни диагноз установлен лишь к концу 2-го месяца болезни, поздно предпринято соответствующее этиотропное лечение, что, конечно, отразилось на течении и исходе заболевания.

Несмотря на то, что заболевание протекало достаточно типично, диагностика брюшного тифа у больной С. и дифференциальная диагностика его с сепсисом были затруднены. Прежде всего следует отметить совпадение начала брюшного тифа развернувшейся картиной панариция.

Естественным было связать ухудшение общего состояния больной с местным нагноительным процессом. Достаточно понятно также, почему дальнейшее ухудшение самочувствия и состояния больной, нарастание интоксикации и высокая длительная лихорадка привели участкового врача к мысли о сепсисе. Значительно менее обоснованной представляется диагностическая тактика терапевтов и хирургов в стационаре.

Достаточно сказать, что не получили конструктивного объяснения два момента в развитии заболевания у больной С: появление кишечного кровотечения и затем — энтеритического стула.

Между тем при имеющейся клинической картине затруднительно даже выдвинуть какую-либо иную трактовку, кроме той, что кишечное кровотечение является осложнением брюшного тифа.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова