Псевдотуберкулез (Вспышки «странной» скарлатины)

По сути дела, вспышки «странной» скарлатины на советском Дальнем Востоке послужили толчком для их внимательного и длительного изучения, что привело сначала к выделению отдельной нозологической формы под названием «дальневосточная скарлатиноподобная лихорадка», а затем и к этиологической расшифровке «новой» инфекции как формы псевдотуберкулеза человека [Знаменский В. А., 1966].

Нет сомнений в том, что осведомленность врачей в отношении псевдотуберкулеза в последние годы заметно возросла, многие из них приобрели личный опыт в диагностике этой инфекции. Однако и сейчас количество ошибок в распознавании псевдотуберкулеза достаточно велико.

По нашим данным, ошибочная диагностика псевдотуберкулеза отмечается у 30—40 % больных, направленных в стационар с этим диагнозом. С другой стороны, среди госпитализированных по поводу скарлатины, гриппа, острой дизентерии, пищевой токсикоинфекции, вирусного гепатита, инфекционного мононуклеоза, брюшного тифа оказывались больные псевдотуберкулезом.

Есть еще одна категория ошибок, представляющая особый интерес и имеющая исключительно важное значение.

Речь идет об ошибках в дифференциации абдоминальной формы псевдотуберкулеза и острого аппендицита. В данном случае ответственность врача значительно возрастает, так как альтернативный подход к диагнозу невозможен, а тактика длительного выжидания может привести к непоправимым последствиям для больного. Разграничение же этих двух заболеваний иногда чрезвычайно затруднено. В этом отношении достаточно поучительны следующие примеры.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова