Кишечный иерсиниоз (Больной Ч., 25 лет — вписка)

Выписан на 16-й день болезни по выздоровлении.

Приведенная выписка из истории болезни подтверждает имеющиеся в литературе сведения о наличии общих клинических проявлений как при псевдотуберкулезе, так и при кишечном иерсиниозе. У больного отмечались такие признаки, характерные для скарлатинозной формы псевдотуберкулеза, как острое начало болезни, лихорадка, появление на 2-й день болезни типичных высыпных элементов, наличие симптомов «капюшона», «перчаток», «носков», полилимфаденит, лакунарный тонзиллит.

Все эти клинические признаки и данные эпидемиологического анамнеза (употребление в пищу немытых, сырых фруктов) подкрепляли диагноз псевдотуберкулеза, который и был поставлен больному в приемном отделении. Вызывает досадное огорчение второй диагноз, не исключенный врачом этого отделения,— «корь?»

Сроки, характер сыпи и другие симптомы болезни при отсутствии пятен Филатова — Коплика позволяли исключить диагноз «корь» в приемном отделении.

Сложнее, вернее даже почти невозможно, было установить у данного больного диагноз «кишечный иерсиниоз». Вместе с тем ретроспективно это заболевание можно было предполагать.

На 3-й день болезни у больного появилась диарея, а еще в приемном отделении отмечалось урчание при пальпации в илеоцекальной области по ходу слепой и сигмовидной кишки. Эта «кишечная» симптоматика и послужила поводом для обследования больного на кишечный иерсиниоз, тем более, что РНГА с псевдотуберкулезным микробом была отрицательна.

Не менее важно привести другие примеры ошибок в диагностике кожной экзантематозной формы кишечного иерсиниоза, проявляющегося различными по характеру элементами сыпи.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова