Скарлатина (Больной Ф., 26 лет)

Больной Ф., 26 лет, монтер, заболел остро 26.02, повысилась температура до 38,5 °С, появились общая слабость, насморк, кашель, а на 2-й день болезни — сыпь на лице, шее и грудной клетке. В этот же день обратился к врачу, который с диагнозом «Скарлатина» госпитализировал больного в инфекционный стационар.

Врач приемного отделения инфекционного стационара выяснил, что в детском саду, который посещал сын больного, за 3 нед до заболевания была краснуха. Отец неоднократно забирал ребенка из детского сада.

При осмотре на лице, туловище, конечностях отмечена мелкая розеоло-папулезная сыпь без сгущений на сгибательных поверхностях предплечий и паховом треугольнике. Зев умеренно гиперемирован, на миндалинах в лакунах гнойные налеты. Пальпировались мелкие лимфатические узлы подчелюстные, затылочные, подмышечные. В органах патологии не выявлено.

В приемном отделении диагноз «Скарлатина» снят и поставлен диагноз «краснуха». В последующем клинический диагноз краснухи был подтвержден лабораторными исследованиями. Выявлены лейкопения (4,1*109/л), увеличение количества плазматических клеток (12%), титр антител к вирусу краснухи в динамике 1:10 и 1:40. Течение болезни благоприятное, без осложнений. В приведенном наблюдении наличие тонзиллита и сыпи могло быть основанием для диагноза «Скарлатина».

Однако сыпь была нехарактерной для скарлатины, отмечалось типичное для краснухи увеличение заднешейных лимфатических узлов. Участковый врач не уточнил и эпидемиологические данные. Все это в совокупности и привело к ошибочной диагностике скарлатины.

В ряде случаев ошибочно диагностируется скарлатина у больных инфекционным мононуклеозом. Приведем пример.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова