Изменения со стороны морфологического состава крови

Что же касается изменений со стороны морфологического состава крови, то и они носят достаточно отчетливый характер. Например, эмоции, связанные с ожиданием вызова в операционную и укладкой на операционный стол, вызывают у 67,5% больных увеличение числа лейкоцитов, а у 21,9% — снижение; лишь у 10,5% больных число лейкоцитов сохраняется на исходном уровне.

По окончании операции увеличение его отмечается у 89,9% оперированных, уменьшение — у 10,3%, а возвращение к исходному числу — только у 6,8 %. Увеличение числа лейкоцитов происходит при этом на 3000—5000—10 000 и больше, а уменьшение — на 2000—3000.

Отмеченный лейкоцитоз, хотя и носит перераспределительный, главным образом, характер, достаточно стойкий; он исчезает в первые 3 дня лишь у 57,3% больных, а у остальных держится дольше.

Представленные изменения гемодинамики и терморегуляции, а также проведенные в нашей клинике исследования метаболизма (Л. Н. Чернышева, 1969), электрокардиографических показателей (А. Р. Скарбенчук, 1965), а также показателей функции почек (С. А. Абдрахманов, 1968) и печени (В. Н. Долбилов, 1969) свидетельствуют о том, что операции, производимые под местной непотенцированной анестезией, вызывают у большинства больных разнообразные генерализованные и значительные ответные условно-и безусловнорефлекторные реакции (со стороны сердечно-сосудистой, нервной и выделительной систем, системы крови, обмена веществ, терморегуляции и т. п.).

Они являются следствием значительного психоэмоционального напряжения больных до операции, следствием болевых ощущений и следовых нейрогуморальных реакций в процессе операций и в послеоперационном периоде.

Мы установили, что одинаковые по травматичности и продолжительности операции, производившиеся одним и тем же хирургом с применением одной и той же методики местного обезболивания, часто вызывают у разных больных совершенно различные как по своему характеру, так и по интенсивности сдвиги, а примерно одинаковые физиологические сдвиги могут возникать у людей, подвергающихся резко отличающимся одна от другой операциям.

Вместе с тем мы отмечали, что у большинства неоднократно оперируемых больных как условнорефлекторные, так и безусловнорефлекторные реакции на все или почти все операции были однотипными или почти однотипными. В отдельных случаях можно отметить и совершенно неадекватную реакцию одного и того же больного на приблизительно одинаковую операционную травму.

Как можно объяснить это? Не исключена возможность, что свойственная рецепторному аппарату функциональная мобильность (П. Г. Снякин, 1959) претерпевает определенные отклонения перед отдельными операциями. Благодаря этому существенно изменяется число рецепторов, мобилизованных для восприятия травматического раздражения, а также их функциональная дееспособность.

«Основы хирургической стоматологии»,
Ю.И. Бернадский