Общие принципы работы медицинской сестры на фельдшерском пункте при лечении обожженных детей - «Мед Читалка»

Общие принципы работы медицинской сестры на фельдшерском пункте при лечении обожженных детей

На фельдшерско-акушерском пункте, фельдшерском здравпункте фельдшеру (медицинской сестре) приходится самостоятельно определять тяжесть термической травмы у ребенка, решать вопрос о глубине поражения, показаниях для госпитализации и способах амбулаторного лечения.

Особенности работы на фельдшерском пункте заключаются в том, что фельдшер (медсестра), работая самостоятельно, выполняет обязанности сестры приемного отделения, перевязочной, операционной и в какой-то степени заменяет хирурга.

Приходится заполнять стандартную индивидуальную карту ребенка с легкой термической травмой и записывать в нее данные анамнеза и объективного исследования, диагноз и назначения. Фельдшер (медсестра) самостоятельно осуществляет перевязки и проводит динамическое наблюдение за состоянием ожоговой раны.

В его обязанности входит заполнение журнала регистрации первично и повторно обратившихся больных и учет направленных на стационарное лечение. Фельдшер (медсестра) оказывает первую помощь и проводит лечение тех пострадавших, которые не нуждаются в постельном режиме и госпитализации.

Среди больных с термической травмой в амбулаторных условиях могут лечиться дети с поверхностными (I — II и IIА степени) и ограниченными по площади ожогами. К ним относятся ожоги, занимающие менее 2 — 3 % поверхности тела у детей грудного и ясельного возраста и 4 — 5 % поверхности тела у детей школьного возраста (подсчет площади ожога у ребенка в амбулаторных условиях производится по правилу ладони).

Амбулаторное лечение глубоких ожогов возможно лишь при очень ограниченных размерах поражения (не более 2 — 3 см), да и то в том случае, если ожог расположен вдали от важных в функциональном и анатомическом отношении областей (лицо, шея, кисти, стопы, гениталии, крупные суставы).

В случае доставки в амбулаторию детей с ожогами, превышающими 3 — 5 % поверхности тела, опасными в смысле возможного развития общей реакции организма, им надо оказать первую помощь, ввести обезболивающие и седативные средства, сердечные препараты, наложить первичную повязку с анестезирующим веществом и, завернув ребенка в стерильную простыню, отправить его в стационар.

В отдаленных сельских участках при очень обширных термических поражениях после внутривенного введения обезболивающих препаратов и наложения защитной повязки на область ожога, надо наладить внутривенное введение кровезамещающих растворов (лактасол, полиглюкин) и сделать срочный вызов реаниматолога через санитарную авиацию. Хотя точное определение степени ожога в первые часы после травмы затруднительно, предварительный диагноз может и должен быть поставлен, ибо от него, как уже было сказано, зависит дальнейшая тактика лечения.

При определении степени ожога надо учитывать данные осмотра и анамнеза, так как глубокие термические поражения возникают главным образом от действия пламени и нагретых металлических предметов, электрического тока и химических веществ. Горячая жидкость и пища не часто являются причиной глубокого ожога.

Перед началом приема сестра фельдшерского пункта должна приготовить свое рабочее место. Нужно разложить на столике с медикаментами наиболее часто употребляемые растворы и мази (3 % раствор калия перманганата, спирт, йодонат, раствор новокаина, клеол, растворы антисептиков и др.).

Следует расставить также биксы с бельем и материалом, убедиться в наличии за для сбрасывания снятых повязок и ведра с закрывающейся крышкой для складывания загрязненного перевязочного материала.

После этого медсестра обеззараживает руки, надевает стерильный халат и перчатки и накрывает стол для стерильных инструментов. На стерильном столе должны находиться инструменты и материал в количестве, достаточном для 5 — 10 перевязок. По мере расходования, санитарка моет инструменты, снова стерилизует их, а медсестра выкладывает их на стол. Извлекать инструменты из стерилизатора, перевязочный материал из бикса медсестра может только стерильным корнцангом.

«Ожоги у детей», Н.Д.Казанцева